В Московской области обсудили проблемы конкуренции в сфере рекламы и госзаказа
Обсуждение темы конкуренции на региональном рынке прошло в формате двух тематических секций. По итогам работы каждой из дискуссионных площадок был сформулирован ряд наиболее острых для малого и среднего предпринимательства проблем в профильной сфере. Темой первой секции стали «Проблемы реализации закона о рекламе в муниципальных образованиях Московской области». Самая большая проблема на рынке наружной рекламы заключается в бездействии муниципальных органов, отметил в своём выступлении Председатель правления ассоциации саморегулирования в области рекламы Александр Голованов. Он напомнил, что несмотря на то, что со времени вступления в силу ФЗ №38 «О рекламе» прошло четыре года, руководство многих территориальных образований до сих пор не привело свою деятельность в соответствие с законом. «Районы и городские округа, которые проводят конкурсы по размещению наружной рекламы, можно пересчитать по пальцам - их не более десятка в области. Остальные работают по старинке. Обращаются предприниматели с просьбой о проведении конкурса и получают ответ: документация пока не разработана, ждите», - отметил А. Голованов. При этом, по данным Ассоциации, зачастую работа по выдаче заключений перекладывается на коммерческие организации, а администрация самоустраняется от исполнения своих обязанностей их делегированием уполномоченной организации — МУПу, не особенно интересуясь тем, что делается на рынке наружной рекламы. Вместе с этим МУПам передаётся право распоряжаться муниципальной собственностью, которые, заключая, вместо администрации, с предпринимателями договора на установку наружной рекламы, получают за это немалые средства. Александр Голованов признал наметившиеся в последнее время изменения. Так, по его словам, в Химках ликвидируется МУП, которое заключало договора с предпринимателями и 25% средств получало на свой расчётный счёт, в Дмитровском районе рынок наружной рекламы становится более демократичным. Вместе с тем, по его словам, абсолютное большинство территориальных образований продолжают «игнорировать» закон о рекламе. Позицию выступавшего поддержал вице-президент ОПОРЫ РОССИИ, председатель Московского областного отделения Владислав Корочкин. У многих руководителей территориальных образований, отметил он, наблюдается стремление иметь в этом бизнесе только «своих» людей. Есть немало примеров, когда на территории районного или городского округа работает одна-единственная рекламная компания. В качестве примера он привел Звенигород, где находится больше десятка рекламных конструкций размером 6х3метров, и 6 из них принадлежат самому муниципалитету. Кроме того, по словам В. Корочкина, создаётся впечатление, что те предписания, которые выдаются ФАС, вообще не выполняются или выполняются формально. Только в г. Королёве за два года не было проведено ни одного конкурса по установке наружной рекламы. В свою очередь, представитель областного управления ФАС России Дмитрий Стрельников упрекнул предпринимателей в пассивной позиции при защите своих прав. Бизнес или не подает в ведомство обоснованных заявлений по выявленным нарушениям, или жалуется, не имея на то правовых оснований. Также следует принимать в расчет право администрации муниципалитета право отказать заявителю в установке рекламной конструкции по имеющимся основаниям, напомнил представитель ФАС. По итогам обсуждения этого вопроса было принято совместное решение создать при УФАС области рабочую группу по подготовке предложений по стабилизации ситуации на рынке наружной рекламы. Вслед за этим предприниматели озвучили несколько фактов, иллюстрирующих проблемы бизнеса в этой сфере. Так, предприниматель из г. Железнодорожный Георгий Удальцов рассказал о сложностях при установке вывески «Аптека» у входа в учреждение. МУП управления архитектуры и градостроительства готово предоставить место для вывески - за плату. Однако брать за это деньги закон не позволяет. Нашли выход — сдать предпринимателю за плату 2 кв.м под вывеску. Подобные предложения получили в городе все предприниматели, пятеро из которых отказались подписать договор на вполне законных основаниях. Суд признал действия МУПа незаконными и отменил наложенные им штрафы «за несогласованную вывеску». Предприниматель из г. Пушкино В. Катышев поднял вопросы обоснованности размеров ставки аренды земли под рекламные конструкции, сложностей в процессе согласования документов с различными организациями, переходящими в частные руки, что создаёт дополнительные условия для коррупции. Между тем проблема ничтожной наполняемости бюджета в сфере наружной рекламы остро стоит на только Необходимо совершенствовать законодательство для выработки прозрачного механизма взаимоотношений сторон на рынке рекламы, было отмечено участниками конференции. Подводя итоги работы этой секции, Владислав Корочкин предложил отразить тезисы конференции в специальном решении и направить его на рассмотрение общественного совета при Прокуратуре Московской области. В рамках второй секции рассматривались проблемы участия малых и средних предпринимателей в системе размещения государственного и муниципального заказа. Сопредседатель Комитета ОПОРЫ РОССИИ по государственному заказу Валерий Малиновский приветствовал введение 94-ФЗ, который сделал участие малого и среднего бизнеса в госторгах более доступным. В свое время закон встретил на пути его подготовки и утверждения большое противодействие со стороны государственных заказчиков. Позиция комитета ОПОРЫ известна: конкуренция должна быть добросовестной, бюджетные средства должны расходоваться эффективно, нет созданию условий для процветания коррупции. Новая, но уже зарекомендовавшая себя форма участия в торгах — через электронные площадки. По мнению эксперта, это очень удобно — любой желающий может принять участие в аукционе, находясь за тысячи километров от происходящего действа. При этом заказчик узнаёт победителя только после того, как аукцион состоялся, что предотвращает возможность сговора. Трёх-пяти электронных площадок достаточно для размещения всего государственного заказа, считает эксперт, отметив необходимость тщательной отладки их работы.