Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вступили в силу отдельные положения техрегламента на табак и табачные изделия

Вступили в силу отдельные положения техрегламента на табак и табачные изделия

26 июня в России вступили в силу отдельные положения техрегламента на табак и табачные изделия, в соответствии с которыми начинается продажа сигарет в новой упаковке.

Напомним, что Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» был принят Государственной Думой 3 декабря 2008 года и вступил в силу 26 декабря 2009 г. В документе в полной мере реализованы требования Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, касающиеся производства и маркировки табачных изделий, производимых и импортируемых на территорию России. Новый технический регламент призван заменить устаревшие ГОСТы, нормативные акты и другие регламентирующие документы, многие из которых были приняты еще в советское время. Работа над проектом, которая проходила при участии экспертов «Табакпрома», была закончена в 2006 году, и в октябре 2006 года новый документ был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В ноябре 2006 года проект технического регламента на табачную продукцию был направлен на согласование в Правительство. В январе 2007 года после прохождения экспертной оценки все полученные от министерств Российской Федерации комментарии были сведены в единый отзыв Правительства. 3 декабря 2008 года законопроект был принят Государственной Думой в третьем чтении, и 17 декабря 2008 года одобрен Советом Федерации. 22 декабря 2008 года Федеральный закон о техническом регламенте на табачную продукцию был подписан Президентом Дмитрием Медведевым.

Ключевые положения Техрегламента. Технический регламент устанавливает аналогичные с европейскими стандартами требования к табачной продукции, в частности, к производству, маркировке и содержанию информации для потребителей табачной продукции.

1. Ужесточаются требования к маркировке и содержанию информации для потребителей:

 • Увеличивается размер основной предупредительной надписи с 4% до 30% площади лицевой стороны упаковки табачных изделий;

 • Увеличивается размер предупредительной надписи на оборотной стороне упаковки с 4% до 50%. Количество предупредительных (ротируемых) надписей на оборотной стороне пачки увеличивается с 4 до 12;

• Формат предупредительных надписей приведен в соответствие с европейским стандартом.

2. Вводится требование по размещению дополнительно предупредительной надписи для сигарет, в названии которых содержатся слова «легкие», «суперлегкие» и т.д., что такие сигареты не являются менее вредными.

3. Ужесточаются требования к показателям содержания смолы и никотина в сигарете: согласно новому закону они не должны превышать 10/1 мг соответственно (ранее этот порог был установлен на уровне 14/1,2 мг).

4. Согласно техрегламенту, компании-производители табачной продукции обязаны дополнительно измерять содержание моноксида углерода (СО) в сигаретах с фильтром и указывать этот параметр на упаковке.

В принятом техрегламенте было обозначено поэтапное введение норм и требований к табачной продукции. Документ предусматривал 6-месячный переходный период, в течение которого производители и импортеры табачных изделий могли производить продукцию со старыми предупредительными надписями - до 26 июня 2010 года. Реализация табачных изделий с прежней маркировкой и сертификатом соответствия возможна вплоть до 26 июня 2011 года. Реализация табачной продукции с маркировкой и декларациями о соответствии согласно требованиям нового технического регламента допускается с 26 июня 2010 года. В отношении других курительных изделий, как-то: сигары, сигариллы, табак курительный, для кальяна и проч., действуют те же требования, что и для сигарет, кроме норм содержания смолы, никотина и СО (они не измеряются и не указываются). Если необходимую информацию невозможно нанести на упаковку данных изделий, как в случае с сигарами, где допускается поштучная продажа, информация наносится на специальный лист-вкладыш. На вкладыше разрешено поместить лишь одну предупредительную надпись: «КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ», но жирным, четким и легко читаемым шрифтом.

Нормативы по содержанию смолы, никотина и моноксида углерода (СО) в дыме одной сигареты:

1. Содержание смолы и никотина в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты (с фильтром и без фильтра) не может превышать 10 мг/сиг и 1,0 мг/сиг соответственно.

2. Содержание монооксида углерода (СО) в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты с фильтром не может превышать 10 мг/сиг.

Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий. Информация, нанесенная на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать:

1) наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции;

2) наименование вида табачного изделия;

3) наименование табачной продукции;

4) наименование и место нахождения (адрес) изготовителя. В случае если табачная продукция изготавливается организациями, в которых производственный процесс, качество табачной продукции, используемые при производстве сырье для производства табачных изделий и нетабачные материалы контролируются одной организацией (далее - контролирующая организация), наряду с наименованием и местом нахождения (адресом) изготовителя на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш допускается нанесение следующей информации: "Изготовлено под контролем (наименование контролирующей организации и ее место нахождения (адрес)";

5) наименование и место нахождения (адрес) организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. В случае отсутствия такой организации указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции. Указанная информация может быть размещена на внутренней стороне потребительской тары в месте, доступном для прочтения;

6) сведения о наличии фильтра (для курительных изделий с фильтром);

7) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто в граммах (для весовых табачных изделий);

8) предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий, нанесенные в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;

9) информацию о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;

10) знак обращения на рынке, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Не допускается поверх сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением прозрачной оберточной пленки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий. На потребительскую тару и (или) лист-вкладыш по усмотрению изготовителя может быть дополнительно нанесена другая информация. Информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение относительно табачной продукции и ее изготовителей, а также признаков, характеризующих табачную продукцию.

Предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий. На каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись о вреде курения - "Курение убивает" и одна из предупредительных надписей о вреде курения:

1) "Курение вызывает инфаркты и инсульты";

2) "Курение - причина рака легких";

3) "Курение - причина хронической болезни легких";

4) "Курение во время беременности причиняет вред вашему ребенку";

5) "Защитите детей от табачного дыма";

6) "Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить";

7) "Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить";

8) "Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких";

9) "Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти";

10) "Курение может являться причиной импотенции";

11) "Курение вызывает преждевременное старение кожи";

12) "Курение может вызвать бесплодие".

Другие предупредительные надписи о вреде курения могут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, но не чаще одного раза в год. Государственный контроль (надзор) за соответствием табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется органом государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за соответствием табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется на стадии реализации табачной продукции. Важно знать, что бремя доказывания несоответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона лежит на органе государственного контроля (надзора).

(С полным текстом Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» можно ознакомиться в рубрике «Законодательство»).

Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербург

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости