1 июля вступил в силу Приказ Минрегиона №624, разработанный в интересах малого и среднего строительного бизнеса России
624-й приказ отменяет ранее действующий - № 274 - и существенно (с более 800 до около 400 видов работ) сокращает перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требующих допуска СРО. Также, согласно документу, значительное количество предусмотренных в документе видов работ требуют получения допуска только в случае их выполнения на особо опасных, сложных и уникальных объектах (указаны в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ).
Как сообщалось ранее, 624-й Приказ был утвержден 30 декабря 2009г., зарегистрирован Минюстом 15 апреля 2010г. и официально опубликован 26 апреля. Документ является одним из наиболее ожидаемых огромным количеством малых и средних строительных компаний, вынужденно приостановивших с 1 января 2010 года свою деятельность. Напомним, с начала этого года вступили в силу нормы Федерального закона РФ от 25 ноября 2009 г. N 273-ФЗ, согласно которым строительному бизнесу необходимо было для деятельности на рынке получение Свидетельства о допуске на выполнение работ на объектах, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. С 1 июля - момента вступления в силу новой редакции Перечня - значительное количество малых и средних компаний освобождается от излишнего барьера - необходимости получать допуски СРО для осуществления профессиональной деятельности.
Ситуацию в строительной отрасли на настоящий момент, а также изменения для участников рынка в связи с началом действия новых норм прокомментировал профильный эксперт ОПОРЫ РОССИИ – глава Комитета по саморегулированию и Комиссии по строительству и ЖКХ Евгений Шлеменков. - В связи с вступлением в силу 624-го приказа предприятия, занимающиеся проектированием и строительством слаботочных систем автоматики, телекоммуникаций и связи, смогут работать без допусков от СРО. К примеру, известные нам 62 строительные организации этого профиля, которые не смогли создать собственное, профильное и вступившие в строительное СРО, теперь могут из него выйти. Профессиональное сообщество «слаботочников» считает, что саморегулирование в их отрасли необходимо, но строиться должно по отраслевому принципу, с меньшими взносами в компенсационный фонд, а также не должно быть разделения на проектирование и строительство - все они работают по собственным проектам. Представители этой профессиональной сферы очень сожалеют, что 624-й приказ безнадежно запоздал: полгода без работы не сможет существовать ни одно малое предприятие.
Также отпала необходимость вступать в СРО тем, кто строит только для себя собственные объекты.
В то же время, в связи с тем, что конкурсные комиссии зачастую прописывают избыточные перечни необходимых для реального выполнения работ допусков (и часть работ в промышленно-гражданском строительстве необоснованно сохранены в перечне), большинство компаний – «строителей» вынуждены оставаться членами СРО. Среди наиболее актуальных проблем для строительных компаний сегодня - возможность увеличения взносов в компенсационный фонд (поступают предложения увеличить роль страхования, жестко оговаривая ужесточение условий), а также плохо прописываемые в нормативных документах формулировки и условия, дающие возможность расширенного толкования представителями власти на местах. Отдельного внимания заслуживают моменты, связанные с правоприменением на местах норм Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2010г. №48 о минимальных требованиях для получения допусков к работам на особо опасных объектах. В большинстве случаев требования попросту невыполнимы для большинства компаний. Это можно объяснить тем, что когда вводились «звездочки» на большой ряд работ, имелось ввиду, что для работы на объектах промышленно-гражданского строительства допуски на эти виды работ не нужны, а для работы на иных объектах, соответствующих признакам статьи 48.1 ГК РФ, нужны (и требования для их получения соответствуют заложенным на тот момент в ГК РФ).
Перечень не совершенен, но гораздо лучше прежнего – это общее мнение профессионального сообщества. Даже невзирая на то, что в свое время было многое сделано для дискредитации 624-го Приказа, вступления в силу которого малое и предпринимательское сообщество ожидало с 1 января 2010 года, без изменений и купюр.