ОПОРА РОССИИ не поддерживает законопроект Минфина в части реформирования ЕНВД
ОПОРА РОССИИ выразила экспертное мнение по поводу законопроекта Минфина, предлагающего ряд направлений реформирования специальных налоговых режимов, применяемых малым и средним бизнесом. Соответствующее заключение организации было представлено участниками заседания 28 июня – президентом ОПОРЫ РОССИИ Сергеем Борисовым и председателем Комитета по учету и налоговому администрированию Михаилом Орловым - на совещании с представителями Минфина, Минэкономразвития, объединения предпринимателей, регионов. В ходе мероприятия заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин сообщил о том, что Минфин планирует внести законопроект на рассмотрение Правительства РФ уже в июле этого года. Напомним, речь идет о проекте Федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрев проект нормативно-правового акта, ОПОРА РОССИИ обратила внимание представителей финансового ведомства на ряд моментов в законопроекте - как позитивных, так и негативных. «Представленный законопроект не в полной мере отражает интересы и потребности малого и среднего предпринимательства. Документом предложен ряд изменений, с которыми ОПОРА РОССИИ не может согласиться», - говорится в экспертном заключении. В первую очередь, ОПОРА не поддерживает предложения Минфина по постепенной отмене к 2014г. единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Так, согласно планам министерства, с 2011 года возможность применения ЕНВД останется лишь у компаний, численность работников которой составляет не более 15 человек. Между тем единственное обоснование необходимости этой меры в законопроекте дается в виде: «применение системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности позволяет субъектам предпринимательской деятельности минимизировать налоговые обязательства». «Никаких статистических показателей, а также реального обоснования этого положения в законопроекте не приведено. Между тем, по данным статистики ФНС России за 2009 год, режим налогообложения в виде ЕНВД применяли более половины субъектов МСП», - отмечается экспертами ОПОРЫ. В первую очередь, считают представители ОПОРЫ, особого внимания представителей финансового ведомства заслуживает ситуация с применением ЕНВД в разных муниципалитетах. По данным ОПОРЫ, «примерно в половине регионов и муниципалитетов, где власти уделяют значительное внимание развитию малого и среднего бизнеса, предприниматели не испытывают никаких проблем с применением ЕНВД. В остальных же муниципальных образованиях устанавливаются максимальные коэффициенты К2, что делает применение данного режима по отдельным видам деятельности для малого бизнеса обременительным». Решить эту и остальные проблемы с применением ЕНВД, по мнению экспертов ОПОРЫ РОССИИ, способна норма о добровольности применения ЕНВД, так как это «позволит предпринимателям самим выбирать наиболее удобную систему налогообложения». Важное значение при проведении реформы налоговых спецрежимов имеет обстоятельство неравнозначности мер по отмене ЕНВД и недостаточному развитию системы УСН на патенте. В соответствии с Налоговым кодексом в данный момент только 69 видов деятельности «подпадают» под нормы о применении патента, а предлагаемые изменения направлены на увеличение данного перечня только до 92. Это не сможет кардинальным образом изменить ситуацию с применением патента, поскольку в этот перечень видов деятельности не попали наиболее распространенные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых сегодня введено применение ЕНВД (к примеру, розничная торговля, общественное питание). «Это приведёт к тому, что значительная часть субъектов малого и среднего предпринимательства будут вынуждены переходить на общую систему налогообложения, что в итоге увеличит их налоговую нагрузку», - считают эксперты ОПОРЫ. Отдельное внимание в заключении отведено нормам об определении размера потенциально возможного к получению годового дохода. Подчеркнув невозможность поддержать законопроект в указанных положениях, эксперты ОПОРЫ РОССИИ предупреждают: «В условиях сложной экономической ситуации это может привести к снижению количества субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, снижению уровня налоговых поступлений в государственный бюджет». Также не следует забывать о том, что патентом могут пользоваться только индивидуальные предприниматели, а организации не смогут применять патент в своей деятельности. Соответственно, им придётся либо переходить на общую систему налогообложения, либо на УСН. Вместе с этим, по мнению ОПОРЫ РОССИИ, законопроект содержит ряд мер, способных серьезно стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном и региональном уровне. В первую очередь, речь идёт о передаче доходов от патента на уровень местных бюджетов. Это будет способствовать заинтересованности органов местной власти в развитии малого бизнеса на своей территории с целью увеличения размера налоговых поступлений в бюджет муниципалитета, отмечается в заключении. В том числе это позволит органам МСУ расширить сферу финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, что является немаловажным в период финансово-экономического кризиса. Также ОПОРА РОССИИ поддерживает предложение о внесении изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», направленные на освобождение плательщиков УСН на основе патента от обязанности применения контрольно-кассовой техники.