От хобби к «домашнему» предпринимательству
На эволюцию малого бизнеса влияет множество факторов, начиная с цен на нефть и заканчивая нравственными приоритетами общества. Малые предприниматели как никто другой умеют подстраиваться под изменения, происходящие на глобальном и локальном уровне. Каковы основные тенденции развития малых компаний в США? Мы выбрали несколько главных трендов 2010 года.
Социальные предприниматели
Когда-то - бескорыстные энтузиасты, теперь – серьезные бизнесмены. Ими интересуются венчурные фонды, ради них вносят изменения в законодательство, их обожают покупатели. Заниматься любимым делом, приносить пользу окружающему миру и при этом быть в состоянии обеспечивать свою семью – кажется, что может быть лучше?
Развитие социального предпринимательства во многом связано с общей тенденцией изменения отношения к бизнесу в Америке. Богатство, власть, популярность уступили место другим приоритетам. Сейчас в моде “теория баланса”, где работа и частная жизнь гармонично слились в одно целое. Это можно считать своеобразным последствием кризиса, благодаря которому у людей появилась возможность вспомнить о вечных ценностях: семье, друзьях, творчестве и взаимопомощи.
Недавно один из крупнейших венчурных фондов США Draper Fisher Jurvetson совместно с компанией Cisco проводили конкурс среди студенческих старт-апов. Среди 16 финалистов была и одна российская компания, разработавшая гео-планировщик для смартфонов: ePyphia. Однако победителем стала компания Husk Power Systems, и это не удивительно, ведь ребята придумали миниатюрную электростанцию, работающую на рисовой шелухе. Уже 27 таких мини-заводиков работают в сельских неэлектрофицированных районах Индии. DFJ инвестирует в компанию $250,000. Тим Дрэпер (Tim Draper), основатель фонда, отметил, что в этом проекте его прежде всего заинтересовала “возможность помочь целому обществу”. Представитель Сisco Хилтон Романски (Hilton Romanski) также согласился с тем, что для его компании приоритетом является “содействие развитию стран третьего мира при помощи современных технологий”, а не большие прибыли.
«Домашние предприниматели» (Homepreneurs)
Термин появился недавно, потому что долгое время таких бизнесменов не принимали всерьез: считали, что у людей просто есть хобби, приносящее незначительный заработок в дополнение к основной работе. Кризис смешал карты. Последние исследования американской Ассоциации малого бизнеса (SBA) показывают, что более половины предпринимателей США работают на дому. 6,6 млн этих компаний приносят владельцам их основной доход.
Работать из дома, во-первых, дешево, а, во-вторых, при современном развитии техники очень легко: Интернет уравнял всех в возможностях. Чаще всего это люди, работающие в одиночку (solopreneur) или семьей (copreneur). Среди них есть и высокотехнологичные компании, и “экологические” адвокаты, и современные ремесленники, которые шьют, вяжут, делают мебель и украшения. Уставшие от мировых брендов покупатели ищут уникальное и “доброе” и готовы за это платить. В США так же намечается тенденция “взросления” домашнего предпринимательства: все больше людей поколения бэби-бума (родившихся в послевоенное десятилетие) начинают работать на дому.
В 2010 году бутстреппинг - основной способ основания домашних компаний, так же как и в кризисное время. Это приятный способ, ведь исключая внешнее финансирование, он предоставляет полную свободу создателю компании в том числе, свободу “прогореть”. Распространение бутстреппинга привело к появлению так называемых серийных предпринимателей (serial entrepreneurs), людей, одержимых созданием старт-апов.
Мамы (Mompreneurs)
Особая каста работающих на дому предпринимателей. Считается, что молодые мамы являются основными покупателями интернет-магазинов, и не столь известно, что количество мам, занимающихся бизнесом в США, увеличивается в геометрической прогрессии. Женщины открывают свое дело в два раза чаще, чем мужчины, и 40% из них – это мамы. Тенденция уже перекинулась на Европу. На сайт mompreneursonline.com ежемесячно заходит 7 млн посетителей.
Обычно мамы начинают свой бизнес с идеи, которую дает им ребенок. Синтия Дрэслер (Cynthia Drasler, Organic Excellence) открыла магазин товаров для чувствительной детской кожи, заметив, что у ее дочки появляется раздражение от любых существующих на рынке кремов и шампуней для детей. Нармин Парпиа (Narmin Parpia, Potty Scotty) придумала анатомически-корректную куклу для мальчиков. Дениза Маршал (Denise Marshall, Mac & Cool), устав от постоянных криков голодного ребенка, создала чашку, которая поддерживает постоянную температуру приготовленной еды для новорожденных.
Безусловно, этот тренд является частью большей тенденции – развития женского предпринимательства. Например, в упомянутом конкурсе старта-апов DFJ-Cisco из 16 прошедших в финал компаний 6 принадлежали женщинам. Предпринимательство постепенно теряет статус “занятия избранных”, им занимаются все: студенты, пенсионеры, ученые, эмигранты и даже йоги. Свое дело воспринимается американцами, как возможность реализовать себя, найти свое место в жизни. Поэтому создаваемые компании столь пронизаны идеалами и принципами. Теперь бизнес в Америке - это исключительно личное дело.
Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина