Президент РСПП А.Н.Шохин - «Взаимодействие российского бизнеса и дипломатии в интересах модернизации страны»
12 июля 2010 года состоялось совещание послов и постоянных представителей Российской Федерации с участием Президента России Д.А.Медведева, на котором был озвучен доклад президента Российского Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.Н.Шохина на тему «Взаимодействие российского бизнеса и дипломатии в интересах модернизации страны»
Тезисы выступления:
1. Сейчас, когда Россия выходит из кризиса, но сохраняется опасность нового, долгового витка проблем в мировой экономике, перед экономической дипломатией появляются новые вызовы.
2. Не достаточно просто стимулировать экспорт в соответствии с его текущей структурой, хотя это направление работы посольств и торгпредств еще долго будет сохранять актуальность. Строительство трубопровода, выход российского сырья на новые рынки - задачи, в которых перемешана и бизнес, и политическая составляющая.
Важнее создать условия для внешнеэкономической поддержки модернизации экономики и повышения ее инновационности.
Это требует перехода на новый уровень взаимодействия по нескольким направлениям.
Первое направление - правовая база международного сотрудничества в экономической сфере.
Международные соглашения. По отдельным направлениям есть существенный прогресс - Таможенный союз, по некоторым процесс переговоров превосходит все разумные сроки - ВТО. А еще два направления - вступление в ОЭСР и новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС - во многом тормозятся все тем же процессом присоединения к ВТО.
В успешной части многосторонних договоров хотелось бы большей ясности для бизнеса - хорошо, когда есть горячие линии для бизнеса на случай возникновения проблем при создании Таможенного союза. Плохо, что чиновники заранее не могут сказать, какие проблемы возникнут, в том числе потому что сами не знают.
Хотелось бы понимания и реальных сроков заключения соглашений, хотя во многом это зависит от наших партнеров.
Двусторонние соглашения. Далеко не со всеми странами есть полный комплект двусторонних соглашений - рамочных экономических соглашений, соглашений о защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и узкие соглашений. Где-то это объясняется политическими причинами (если нет договора о границе - сложно формализовать инвестиционную активность), где-то - затянувшимися спорами об изъятиях или других формулировках.
Проблема в том, что даже в тех странах, где они есть, как правило, они носят настолько рамочный характер, что их наличие не много добавляет к сотрудничеству. Наша общая задача - провести ревизию договорно-правовой базы, ускорить заключение содержательных соглашений там, где их пока нет, и, возможно, уточнить уже действующие. Бизнес - наиболее заинтересованная сторона и он готов всячески содействовать решению этой задачи. А если МПК не справляются - пусть передают эту работу на межгосударственный уровень.
4. Второе важное направление - организационные вопросы. Хотя у нас есть удачные примеры взаимодействия бизнеса и чиновников в рамках МПК (Российско-американская рабочая группа по развитию деловых связей в рамках Президентской комиссии, Российско-французская межправительственная комиссия СЕФИК и др.), это исключение из правил. В большинстве случаев бизнес «заперт» в деловых советах. Наши предложения:
- включать представителей бизнеса в состав МПК, например, председателей деловых советов;
- перейти к единому принципу формирования деловых советов: работодательская организация (конфедерация промышленников) и торгово-промышленная палата с каждой из сторон. РСПП готов брать на себя организационную часть, но российская часть аппарата должен формироваться совместно РСПП и ТПП;
- не назначать чиновников и политиков руководителями деловых советов, это должны быть представители бизнеса или бизнес-организаций;
- отказаться от «размножения» деловых советов и диалогов: наши партнеры не должны думать, кто в отношениях с конкретной страной главнее - центр, совет или клуб.
Мы активно взаимодействуем с российскими посольствами при проведении за рубежом бизнес-мероприятий и благодарны им за поддержку. Но даже здесь можно было бы повысить эффективность такого взаимодействия:
- активизация информационного обмена - о проектах, тендерах, приватизации активов и т.д. С некоторыми посольствами такое взаимодействие налажено и может стать моделью для работы остальных;
- упрощение визового режима. Там, где пока не подписаны соглашения в данной сфере, необходимо ускорить их подготовку, а пока можно было бы решать эти вопросы в рабочем порядке. РСПП и другие бизнес-организации готовы давать поручительства за зарубежных партнеров для того, чтобы ускорить и упростить получение российских виз. Об аналогичном рабочем режиме можно было бы договориться с нашими иностранными партнерами при выезде российских бизнесменов за рубеж.
РСПП со своей стороны готов «делиться кадрами» для посольств и торгпредств и организовывать стажировку для работников посольств и торгпредств в РСПП - для «погружения» их в экономику и проблемы бизнес-сообщества.
5. Третье направление - экономическое. Система поддержки экспорта нуждается в модернизации. Предлагаем следующее:
- создать работающую систему поддержки высокотехнологичных и инновационных компаний «среднего эшелона». Эти проекты слишком малы, чтобы претендовать на поддержку как крупные, и слишком велики, чтобы получить ее как малый бизнес. Институтам развития тридцатимиллионные проекты тоже не очень интересны. Но именно эти компании смогут изменить структуру российского экспорта. Нужен или специфический механизм, или отдельный институт для таких проектов;
- повысить объемы финансирования поддержки экспорта. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации, страхование экспортных кредитов должно осуществляться на основе механизма гарантирования обязательств Внешэкономбанка средствами федерального бюджета. В настоящее время такого механизма нет. Собственные средства ВЭБ, выделяемые на цели гарантирования или страхования экспортных кредитов, малы;
- создать механизм реализации порядка страхования экспортных кредитов от политических рисков. Целесообразно распространить данный порядок на страхование инвестиций в разных формах, осуществляемых российскими компаниями за счет экспортных кредитов;
- создание специализированного Агентства по страхованию инвестиций и экспортных кредитов. 1,5 года назад РСПП совместно с Внешэкономбанком начали работу по созданию Агентства по страхованию инвестиций и экспортных кредитов. Подготовлены предложения о порядке работы Агентства и его функциях. Инициатива поддержана Минэкономразвития, однако процесс забуксовал из-за межведомственных разногласий. В результате российские компании, в отличие от зарубежных партнеров, не имеют доступа к стандартному институту поддержки экспорта.
Необходимо предусмотреть и программу действий по улучшению имиджа российского бизнеса и российского государства в целом. Бизнес готов участвовать в этой работе, в т.ч. улучшать сам инвестклимат.
6. Хотел бы поблагодарить коллег за эффективное взаимодействие. РСПП успешно сотрудничает с Министерством иностранных дел и Минэкономразвития России, как и другими федеральными органами исполнительной власти. В случае обращений российские компании всегда получают поддержку от посольств и торгпредств. Отдельное спасибо Деловому совету при Министре иностранных дел и Совету по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития.
7. Но необходима дальнейшая формализация существующих механизмов:
1) использование возможностей Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в том числе двух подкомиссий - по экономической интеграции (Э.С. Набиуллина) и по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле (В.А. Зубков). Необходимо расширить представительство бизнес-сообщества в составе данных подкомиссий и, возможно, их полномочия, как и полномочия Правительственной комиссии по принятию решений во внеэкономической сфере;
2) повысить статус переговорщиков по отдельным направлениям, например в Минэкономразвитии, например глав национальных делегаций на переговорах до уровня «специального представителя Правительства». Если возникают серьезные вопросы, например, в части заключения нового соглашения с ЕС - то можно вводить позицию посла по особым поручениям;
3) ввести механизм аккредитации предпринимательских объединений при органах, уполномоченных вырабатывать внешнеэкономическую политику страны. В этом механизме должны быть установлены обязательные консультаций с аккредитованными предпринимательскими объединениями федерального уровня;
4) закрепить на законодательном уровне детализированный механизм консультаций со сроками, процедурами, последовательностью путем внесения поправок в ст. №15 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».