Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Офис больше не нужен

Офис больше не нужен

 

Если сотрудники ориентированы на результат, а не на «просиживание» рабочего времени, то на аренде офиса можно сэкономить. Так считают все больше американских предпринимателей.  

В середине 1930-х годов будущий нобелевский лауреат в области экономики, Рональд Коуз (Ronald Coase), задался вопросом: почему компании существуют именно в такой форме, зачем людям нужно собираться в одном здании, чтобы решить конкретные вопросы? И пришел к выводу: это необходимо, чтобы минимизировать транзакционные издержки. Однако время не стоит на месте. Постоянные компании сменяются коллективами, которые объединились, чтобы создать отдельный проект, личное общение заменяется связями он-лайн, офисное здание теряет свое прежнее значение.

От формы к содержанию

Долгое время, по мнению исследователя Майка О’Нила (Mike O’Neill), офис говорил о статусе компании, поэтому в него вкладывались огромные деньги. Сложилась целая офисная культура, предельным выражением которой являлись собрания в конференц-зале и секретарша, разносящая кофе. Сменилось поколение, и работа “с 9 до 6”, дресс-код и другие признаки офисной жизни начали вызывать раздражение. Дуглас Коупленд в книге “Поколение X” называет стандартное для крупных американских компаний рабочее место, образуемое передвижными перегородками, “загончиком для откорма молодняка, предназначенного на убой”.

Исследования О’Нила показывают, что нынешнее поколение предпочитает работать за пределами офиса, встречаться с партнерами и клиентами в нейтральных местах, наподобие кафе, работать по ночам. Взаимоотношения между сотрудниками компаний и работодателями сильно изменились, в них появилось больше свободы. “Работники сконцентрированы исключительно на результате своей деятельности, отбрасывая остальные формальности. Они отстаивают свое право на независимость, право работать, где и когда они этого хотят”.

Увеличение количества компаний, которые могут обходиться без офиса, – следствие не только культурных, но и технологических изменений. Распространение различных интернет-ресурсов, и, особенно, изобретение Skype в 2003 году позволило сотрудникам общаться между собой в реальном времени. Такого рода общение наиболее эффективно, ведь оно не располагает к обычному для офиса разговору не по существу: здесь люди связываются, чтобы обсудить конкретный вопрос. Теперь главным становится не количество времени, бесцельно проведенного в офисе, а конкретный результат работы.

Раньше офисное здание было необходимо предпринимателям, чтобы почувствовать себя “настоящей компанией”. Сейчас этот психологический барьер перейден: чтобы почувствовать свой вес, предпринимателю достаточно начать создавать свой продукт. Можно вспомнить знаменитое определение: веб-компания – это три парня с ноутбуками на коленях. Для таких компаний офис – бессмысленная трата денег. То же касается компаний, сотрудники которой большую часть времени находятся за пределами офиса, например, компании, предоставляющих консалтинговые услуги.

Проблемы “бездомных” компаний

Сейчас, когда кризис вынудил предпринимателей экономить на всем, от чего можно отказаться, “безофисных” компаний в США становится все больше. Однако подобные компании до сих пор сталкиваются с определенными “дырами” в законодательстве. Например, при заполнении некоторых документов необходимо указывать физический адрес офиса компании. Порой это связано с абсурдными, почти комичными ситуациями. Так, например, владелец софтверной компании Mercury Grove, Скотт Аннан, подав заявку на получение государственного гранта, получил извещение о том, что его офис придет осматривать инспектор. В ожидании инспектора Скотт решил быстро превратить свой гараж в офис, убрался, на место машины поставил рабочий стол с компьютером и даже нарисовал и повесил на стену логотип компании.

Полное отсутствие офиса может быть неудобным не только по юридическим причинам. Предпринимателям порой нужно место для встречи с клиентами, проведения презентаций, адрес, на который будет приходить почта, но они не готовы платить за аренду пустующего пространства. Для такого рода компаний в США появились так называемые “виртуальные офисы”- место, за которое предприниматели платят только тогда, когда пользуются им. Фрэнк Даффи (Frank Duffy), британский архитектор, уверен, что этот тренд постепенно изменит саму структуру офисного пространства, в котором отныне не будет официозных конференц-залов и рабочих столов, отделенных перегородкой. На их место придут “одомашненные”, уютные пространства для встреч, с диванами и креслами.

Виртуализация компании

Благодаря развитию технологий для создания нового продукта начинающему предпринимателю в США теперь не только не нужен офис, но и нет необходимости покупать станок для серийного производства или искать покупателей. От предпринимателя требуется только идея. Теперь производство всего, начиная с автомобильных дворников и заканчивая солонками, стало доступно не только крупным компаниям, но и любому индивидууму. Это явление называют микропроизводством (micromanufacturing), или индустриальной революцией 2.0.

Как это происходит? Вы придумываете продукт. Затем, используя простые программы, вроде Blender или Google SketchUp, вы создаете цифровую 3-D модель вашего изобретения. Если вы не умеете рисовать в 3-D, есть компании, которые помогут вам создать 3-D модель по вашему наброску и описанию. Далее вам необходимо сделать прототип. Несколько лет назад молодые изобретатели из Бруклина создали небольшой станок MakerBot для производства 3-D деталей, который стоит менее 1000$. Покупать станок не обязательно, вы можете просто прислать файл с моделью продукта самим изобретателям или владельцам других станков. Детали вашего изобретения могут быть из любого материала: дерева, пластика, металла.

Небольшую партию продукции можно сделать и в гараже, но если вам захочется произвести, например, 500 солонок, то лучше предоставить это крупным китайским заводам. Во-первых, кризис научил китайские компании соглашаться на более мелкие заказы, во-вторых, в результате распространения Интернета, в Китае все легче принимают он-лайн заказы, принимают оплату кредитной карточкой или через PayPal. Чтобы облегчить себе поиск партнера, можно воспользоваться сайтом Alibaba.com. Там вы можете выбрать тот завод, который делает примерно то, что хотите сделать вы, и отослать им запрос.

Для того, чтобы продать ваше изобретение, найти покупателей, вам не нужно создавать и “раскручивать” свой сайт: вы можете воспользоваться знаменитыми он-лайн магазинами, наподобие etsy.com или sparkfun.com. Новые технологии уравняли малые и крупные компании в деле превращения идеи в готовый продукт. Структура современной компании поменялась: все лишнее, наподобие дорогого офиса и большого штата сотрудников, ушло в прошлое, все по-настоящему ценное осталось.


Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости