ФАС продолжает работу над развитием закона о защите конкуренции
7 марта 2010 года вступил в силу приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) № 67, устанавливающий правила проведения торгов при передаче в пользование и владение государственного и муниципального имущества. Документ разработан в развитие положений закона о защите конкуренции.
Правила устанавливают обязательное проведение аукциона по жесткой и прозрачной процедуре, которая распространяется, в том числе, на недвижимое имущество государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
Основной концептуальной новацией является установление исчерпывающего перечня случаев проведения торгов в форме конкурса. Тем самым отдан приоритет аукционному способу предоставления прав владения и пользования государственным или муниципальным имуществом как наиболее открытой, прозрачной процедуре. Проводимые в соответствии с правилами торги являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений, что немаловажно в обеспечении гласности и прозрачности при передаче соответствующих прав.
Применяемая ранее (в соответствии с переходными положениями) процедура аукциона закона о приватизации, предусматривала закрытую форму подачи предложений о цене при проведении аукционов на право передачи государственного и муниципального имущества, чем создавала большое поле для злоупотреблений. За неимением возможности предложить более высокую цену договора, многим хозяйствующим субъектам приходилось отказываться от давно арендуемого имущества, освобождать давно занимаемые площади, хотя они и готовы были бы предложить более выгодную цену, но процедура аукциона такой возможности не давала.
Новая процедура торгов содержит много новелл и защитных механизмов, как для организатора торгов, так и для заявителей - участников. Так, не допускается устанавливать иные требования к участникам, чем их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске заявителю. Для предотвращения манипуляций с установлением требований к заявителям, участникам в документациях о торгах введена норма, которая четко гласит "не допускается включение в документацию о торгах … требований к участнику конкурса или аукциона (в том числе требований к квалификации участника конкурса или аукциона, включая наличие опыта работы), а также требований наличия у участника конкурса или аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов". С введением таких запретов должны быть исключены произвольные, ничем необоснованные чрезмерные требования к участникам.
Механизмом защиты организатора торгов от предложений, не имеющих под собой экономической основы, является финансовое обеспечение заявки на участие в торгах и финансовое обеспечение исполнения контракта. При этом определение размера задатка, обеспечения исполнения договора закреплено за организатором торгов.
В правилах получила разрешение проблема произвольных критериев оценки заявок на участие в конкурсе и определения значимости этих критериев. Коэффициент значимости каждого из критериев конкурса составляет 0,25. Отсутствие единого порядка оценки заявок на конкурсах, пропорционального расчета предложений зачастую приводила к манипулированию критериями конкурсного отбора, как со стороны организатора торгов, так и со стороны недобросовестных участников торгов.
Крайне важным в правилах требованием является информационное обеспечение торгов. Извещение о проведении торгов размещается за тридцать рабочих дней на официальном сайте в сети "Интернет", а также в официальном печатном издании. Информация о торгах теперь размещается на едином портале - torgi.gov.ru.
По словам руководителя ФАС России Игоря Артемьева, вступление в силу данного приказа, устанавливающего приоритетность применения аукционной процедуры и, одновременно, прозрачные правила проведения конкурсов и аукционов, будет серьезно способствовать развитию конкуренции за право пользования государственным и муниципальным имуществом и, следовательно, к снижению коррупции.
"Обеспечивая равный доступ к имуществу, государство не только выступает как эффективный собственник, но и создает условия для роста практически во всех отраслях экономики, поскольку исключается серьезный инструмент для дискриминации одних предприятий и предоставления преимуществ другим предприятиям по усмотрению чиновников на местах", - резюмировал Игорь Артемьев.