Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Аудиторы избежали потрясений, но столкнулись с демпингом и давлением заказчиков

Аудиторы избежали потрясений, но столкнулись с демпингом и давлением заказчиков

Финансовый кризис не нанес ощутимого ущерба рынку аудиторских услуг в Алтайском крае, но породил неожиданные последствия. В борьбе за клиента одни аудиторы готовы демпинговать, другие — в исключительных случаях закрывать глаза на нарушения.

933 млн. рублей составила совокупная выручка аудиторско-консалтинговых компаний Сибирского региона.

Алтайский рынок аудита относительно небольшой — на сегодняшний день в крае насчитывается немногим более 40 профильных компаний. На первый взгляд, кризис почти не повлиял на местных аудиторов. В отличие от финансового или строительного сектора здесь не произошло существенного сжатия. По данным аналитического центра "Эксперт-Регион", сокращение рынка аудиторских услуг в 2009 году составило всего 1%, какого-либо заметного падения, по словам представителей компаний, не было и в I полугодии 2010 года.

Однако свои коррективы в работу аудиторов кризис все же внес. Во-первых, изменилась структура оказываемых услуг. Когда у компаний начались непростые времена, в первую очередь под нож попали расходы на рекламу и консалтинг. Из консалтинговых услуг востребованными остались только самые необходимые — юридические и налоговые.

"За прошедший год многие компании были вынуждены уделять больше внимания юридической защите, поскольку кризис выявил незаметные проблемные точки в юридическом обеспечении работы, что повлекло за собой необходимость привлечения консультантов", — объясняют специалисты агентства "Эксперт-РА".

По сравнению с консалтингом спрос на услуги аудита оказался более кризисоустойчивым. Однако темпы роста уже не те — в прошлом году объем заказов вырос всего на 5%, тогда как годом ранее — на 26%, указывает "Эксперт-РА" (см. таблицу). Что касается цен, то у большинства игроков они остались почти на прежнем уровне. На существенные скидки идут либо совсем небольшие фирмы, либо участники тендеров, жаждущие получить заказ любой ценой.

Крупные аудиторские конторы не готовы занижать стоимость услуг. "Аудит — это огромные затраты времени и труда, тут не цена важна. Никто не будет демпинговать в ущерб качеству", — объясняет один из участников рынка, не пожелавший указывать свое имя в печати.

"Речь не столько о снижении цен, сколько о повышении требований заказчиков. За ту же сумму теперь они требуют гораздо большего", — говорит Ирина Шишканова, генеральный директор аудиторской компании "Автаркия".

Другое последствие кризиса для аудиторов — появившаяся готовность идти на компромисс. "Аудитора, как правило, нанимают не по рекламе, а по рекомендации коллег, — рассказывает Аркадий Колпащиков, руководитель консалтинговой группы "Де-Конс". — Сейчас борьба за клиента обострилась, поэтому некоторым аудиторам важно не испортить отношения с клиентом, который может попросить закрыть глаза на некоторые нарушения. По правилам аудитор должен отказаться от дачи заключения, если на него оказывается давление. Но рынок маленький, конкуренция высокая, некоторые вынуждены соглашаться".

Как правило, подобная ситуация может возникнуть, если ожидания директора и главного бухгалтера предприятия противоречат друг другу. Допустим, директору нужны объективные данные о финансовом состоянии предприятия, тогда как бухгалтер знает об имеющихся нарушениях, которые могут негативно повлиять на его положение. В этом случае главбух может попытаться оказать давление на аудитора: козырь — та самая рекомендация на следующую проверку.

Рискует в этом случае в первую очередь заказчик, то есть руководитель предприятия.

"Аудитор, конечно, несет материальную ответственность, но в конечном счете ему сложно предъявить претензии, — говорит г-н Колпащиков. — Судебная практика в таких случаях почти отсутствует — аудитора по подобному делу сложно привлечь к ответственности. И тогда крайним остается руководитель — он проигрывает дважды. Во-первых, он платит аудитору за некачественную работу, во-вторых, если нарушения будут замаскированы, он рискует еще уплатить штрафы при налоговой проверке".

Что делать в таких случаях? По мнению Аркадия Колпащикова, универсального средства нет. Единственное решение — самому максимально подробно вникать в результаты проверок и не идти на поводу у персонала.

Тяга к укрупнению

Аудиторы отмечают, что в связи с кризисом на рынке заметна тенденция к укрупнению аудиторских компаний. Востребован комплекс услуг — клиенту удобно, когда в одном пакете он может получить услуги аудита и юридическую консультацию.

Противоположная тенденция — востребованность узконишевых аудиторских контор. Например, перспективным считается направление банковского аудита, который является обязательным для кредитно-финансовых учреждений, что обеспечивает постоянный спрос на услугу. Сегодня в Барнауле действует несколько компаний, которые занимаются исключительно банковским аудитом.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости