Дума поможет МСП
Депутаты Госдумы намерены продолжить совершенствовать законодательство в сфере малого бизнеса. Осенью планируется рассмотреть сразу несколько инициатив, которые должны упростить жизнь предпринимателям. Как сообщил председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, Госдума продолжит работу по совершенствованию законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Комитет уже рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении поправки в закон о развитии малого и среднего предпринимательства, которые уточняют условия предоставления имущественной поддер жки малому и среднему бизнесу.
Так, новые инициативы предлагают закрепить обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления утвердить перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, проектом предусмотрено, что минимальный срок предоставления указанного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства составляет не менее трех лет. По словам Евгения Федорова, анализ правоприменительной практики закона свидетельствует, что в настоящее время такие перечни зачастую не формируются и указанная поддержка не оказывается малым и средним компаниям. "Действующая редакция позволяет чиновникам на свое усмотрение принимать решения о формировании и утверждении перечней государственного и муниципального имущества, предоставляемого во владение или пользование субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе. Принятие изменений в закон обяжет чиновников всех уровней предоставлять имущественную поддержку предпринимателям, что предотвратит злоупотребления со стороны бюрократической системы и станет важным стимулом развития малого и среднего предпринимательства в России", - уверен депутат.
Также к первому чтению подготовлены правительственные поправки в Налоговый кодекс РФ, которые направлены на повышение эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса и совершенствование налогообложения их деятельности, осуществляемой за счет выделяемых средств. Как рассказала Александра Лозовая, аналитик независимого аналитического агентства "Инвесткафе", практика показала, что субсидии могут поступать предприятиям-налогоплательщикам в конце налогового периода либо предназначаться для поддержки проектов, реализация которых занимает более длительный срок, чем один налоговый период. "В этом случае получение субсидии и фактическое осуществление расходов может происходить в разные налоговые периоды. Это приводит к возникновению налоговой базы по налогу на прибыль организации и дискредитирует идею государственной поддержки малого и среднего бизнеса", - пояснила эксперт.
Законопроект закрепляет нормы, позволяющие субъектам малого и среднего предпринимательства отражать полученные субсидии в составе доходов пропорционально фактически осуществленным за счет этого источника расходам, но не более двух налоговых периодов с даты получения субсидии. Помимо данных инициатив во втором чтении депутаты намерены рассмотреть поправки в закон об аудиторской деятельности, которые отменяют обязательный аудит для предприя тий малого и среднего бизнеса, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью. По мнению Комитета по собственности, отмена обязательного аудита для малого бизнеса будет являться одной из форм финансовой поддержки указанной категории организаций, поскольку позволит последним в условиях ограниченного спроса на продукцию (товары, услуги) субъектов малого предпринимательства снизить издержки последних и улучшить их финансовое положение.
Как пояснила Юлия Емельянова, заместитель генерального директора компании "Нексиа Пачоли", в настоящее время в соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествующий отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн рублей. Законопроект увеличивает порог обязательного аудита до 400 млн руб. и 160 млн руб. соответственно.
"У меня сложилось двойственное отношение к такому развитию событий, - рассуждает эксперт. - Тот факт, что сегодня обязательному аудиту подлежат компании, явно относящиеся к субъектам малого предпринимательства, неоспорим. Компании, отчетность которых не является публичной, не представляют никакого интереса для пользователей, по закону должны провести аудит, а значит, потратить на это мероприятие существенные (для столь скромного бизнеса) средства. Особенно в современных условиях снижения спроса на продукцию и услуги, а, следовательно, жесткой экономии такие требования законодательства нельзя назвать экономически оправданными".
С другой стороны, по мнению Юлии Емельяновой, исключение из массива аудита достаточно большого объема в очередной раз приведет к стрессу для аудиторского рынка.
Юлия Васильева