Квота для "малышей"
Объем госзаказа среди МСП явно недостаточен
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект, смягчающий требования к малым предпринимателям, претендующим на государственный и муниципальный заказ. В проекте предлагается снизить обеспечение заявки на участие в торгах с 5 до 2% от максимальной (начальной) цены контракта. На первый взгляд, это существенный шаг навстречу "малышам", на счету у которых каждая копейка, на деле - лишь незначительное послабление.
Надо сказать, что несколько статей закона прорабатывались с немалыми потугами: российский премьер дал поручение начать эту работу минэкономразвития, минфину и ФАС еще в апреле минувшего года. Но и сегодня многие проблемы не решены.
К примеру, до сих пор нет официального порядка подтверждения статуса малого предприятия. Зачем он нужен? Допустим, в электронном аукционе участвует некое ООО "Ромашка". По количеству сотрудников и по размеру выручки предприятие относится к средним, однако в своей заявке на участие оно заявляет, что принадлежит к малым предприятиям. У заказчика же нет возможности проверить статус "Ромашки" - в законе такое право не прописано. Но даже если бы оно и существовало, малое предприятие доказать ничего бы не смогло: налоговые органы не выдают справки о подтверждении статуса МП, нет даже формы соответствующих справок.
Кстати, по закону квота на размещение заказов среди субъектов малого предпринимательства - не менее 10% и не более 20%. До 2009 года это требование зачастую не соблюдалось, нарушителям ничего не угрожало: административная ответственность на этот счет была введена лишь в середине 2009 года. Проблема здесь в том, что принципы расчета того объема заказа, который заказчик должен разместить среди субъектов малого предпринимательства, определены недостаточно четко, а это затрудняет контроль за соблюдением квоты. Действующая система статистического учета (форма отчетности "1-торги") просто не дает адекватных данных об участии субъектов малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. В итоге действуют разные подходы и методики расчета доли малого бизнеса в государственном и муниципальном заказе. В среднем по субъектам РФ эта доля колеблется от 5 до 50%. По многим регионам подобную информацию получить вообще очень сложно.
Да и в целом уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства явно недостаточен. Госзаказ, в котором могут поучаствовать малые предприятия, составляет около 9% ВВП, при этом законодательство о госзаказе не распространяется на госкомпании и госкорпорации. Между тем объемы заказов "Газпрома", РЖД и Сбербанка вместе взятых можно оценить в более чем 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций - в более чем 2% ВВП. Если хотя бы отдельные положения федерального закона N 94-ФЗ распространить как минимум на государственные корпорации, то это могло бы расширить сферу потенциального участия малого бизнеса в госзаказе на несколько процентных пунктов ВВП.
Наконец, информация даже о тех государственных и муниципальных закупках, в которых можно поучаствовать, мало доступна предпринимателям. Конечно, сейчас действует официальный сайт о федеральных заказах, в каждом регионе и в большинстве муниципалитетов разработаны собственные сайты. Однако поиск информации на таких сайтах не всегда удобен для пользователей. Сведения о закупках с участием малых предприятий на официальном сайте о федеральных заказах доступны лишь за ограниченный период времени и по конкретному способу размещения заказа. Так, среди 83 субъектов Федерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, а 61% региональных сайтов не дают вообще никаких данных об этом.
Алексей Шестоперов