Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Коррупция пересилит модернизацию

Коррупция пересилит модернизацию

Бизнес не верит в технологический прорыв до 2020 года

Только 10% российских бизнесменов верят, что объявленную президентом программу модернизации экономики можно будет выполнить в ближайшие десять лет. Ей сопротивляются чиновники, которые увязли в коррупции и не готовы к полноценному диалогу с предпринимателями. Впрочем, и сами компании не готовы предъявлять спрос на инновационные продукты, показало исследование РБК.

Кто тормозит инновации

Эксперты РБК опросили предпринимателей, чтобы понять оценочные установки представителей бизнес-аудитории к модернизации и созданию инновационной экономики в России. Как оказалось, представители делового сообщества не связывают главную цель инновационной экономики с абстрактной моделью модернизации всех сфер жизнедеятельности общества. Они настроены более прагматично, считая, что ее идеей является создание высокотехнологичных и наукоемких производств (45,9%). И уже как следствие — усовершен­ствование всех сфер жизни общества (38,7%). Соответственно, термин «инновация» у них имеет технологический смысл и связывается прежде всего с внедрением современных технологий на производстве (55,0%).

Главным барьером на пути модернизации является традиционный для России бюрократиче­ский корпус проблем, связанный с коррупцией (23,3%) и сопротивлением чиновничества (15,9%). Коррупция как системное явление серьезно влияет на инвестклимат в инновационной сфере, снижая уровень инвестиционного доверия. Кроме того, она влечет за собой снижение стимулов к разработке и внедрению инноваций. Даже такие проблемы для модернизации, как зависимость российской экономики от мировых цен на сырье, отставание от мирового научно-технического прогресса, рассматриваются как менее значимые (9,5 и 9,2% соответственно). Бизнесмены также жалуются на проблему недостатка эффективных менеджеров, способных управлять наукоемкими и высокотехнологичными производствами.

Поэтому весьма сомнительно, что программа модернизации реализуется в нашей стране до 2020 года. Так считают 68,7% представителей бизнес-аудитории. Скепсис настолько силен, что доля тех, кто считает, что за этот срок будут созданы хотя бы предпосылки для ее реализации, незначительна (16,4%). Наиболее малочисленной является группа оптимистически настроенных граждан, верящих в то, что программа модернизации России будет реализована в этот срок (менее 10%).

Государство не дружит с бизнесом

Для успешного развития инновационной экономики в России между государством, бизнесом и наукой должна существовать кооперация, основанная на партнерских отношениях. Согласно результатам опроса, ее в России не существует (87,0%).

Чтобы взаимодействие появилось, каждый из ключевых институтов должен осознать свою роль в этом процессе. Основная функция государства — управленческая, которая заключается прежде всего в максимальном устранении административных барьеров (37,0%). Другими функ­циями государства являются создание необходимой инновационной инфраструктуры (23,9%) и инвестиции (11,6%).

Науке отводится творческая роль, связанная с развитием теоретического и прикладного знания для инноваций (42,7%). Задача науки — комплексная: помимо развития теоретического и прикладного знания ученые должны принимать непосредственное участие в разработке инноваций и последующих консультациях при их внедрении в производство (40,5%). Для выполнения этих функций российская наука, по мнению бизнес-аудитории, имеет сильный потенциал и способна создавать интеллектуальные продукты для прорыва в технологиях и в теоретическом, и в прикладном плане (58,1%). Наиболее сильная ее сторона — теоретиче­ское знание (23,0%).

Что касается функций бизнеса, то одной из них является финансирование науки наряду с государством (32,7%). Финансирование науки в полном объеме (расходы на оборудование, материалы и пр.) поддерживают далеко не все, считая, что бизнес должен финансировать только совместные с наукой проекты (25,2%). В любом случае результаты опроса показывают, что готовность финансировать науку бизнесом высока.

Наука является благоприятной средой для разработки инноваций, на которые должен быть спрос. Другой вопрос — кто должен выявлять созданные в научной среде инновации. За рубежом представители предприятий сами проявляют инициативу, регулярно посещая с такими целями университеты и научные центры. В России инициатива такого рода со стороны российского бизнеса практически отсутствует. По результатам опроса, инициатива в выявлении инноваций в научной среде должна быть совместной акцией государства, бизнеса и науки (48,6%). Однако первостепенная роль все-таки отводится бизнесу (25,4%), а затем уже государству и ученым (15,3 и 9,2% соответственно).

Бизнесу не нужны инновации

В российской бизнес-среде уже сформировались ценностные уста­новки, ориентированные на приоритеты инновационной экономики. Прагматично настроенная бизнес-аудитория считает, что без инноваций невозможно создать конкурентоспособную продукцию (90%). Еще 85% бизнесменов согласны, что инновационные предприятия более эффективны и характеризуются более высокой производительностью труда. Причем подобные установки характерны как для Москвы, так и для регионов.

Несмотря на сформировавшиеся ценностные установки, заинтересованность во внедрении новых технологий в производство у бизнеса пока остается на низком уровне. Причина в плохом развитии инновационной инфраструктуры в России. Пока в стране не будет создана правовая база для инноваций, разработана эффективная система патентования, отлажена система финансирования инноваций, сокращены риски открытия инновационного производства, вопрос о причинах низкого уровня заинтересованности бизнеса в инновациях останется риторическим.

Как показывают результаты исследования, спрос на инновации в России у промышленного бизнеса ограничен. Основная причина в том, что для российского бизнеса на сегодняшний день первостепенной задачей остается выживание и обеспечение приемлемого уровня прибыли на основе привычных рыночных механизмов.

Кроме того, бизнес ощущает недостаток технологий и оборудования для внедрения инноваций. Большая часть парка оборудования на промпредприятиях (особенно в регионах) устарела. Обратная сторона этой проблемы — отсутствие специалистов, умеющих работать и обслуживать новое современное оборудование. Из-за ориентированности на переработку сырья мало востребованы специалисты высокого уровня, способные разрабатывать новые технологии. Это влечет за собой снижение требований к уровню профобразования и рост спроса на технологов и специалистов низкого уровня, основной профиль которых — переработка сырья.

Другой важной причиной ограниченного спроса на инновации является отсутствие сотрудничества между наукой и бизнесом. По мнению бизнес-аудитории, сотрудничество с учеными в области инноваций сопровождается излишней бюрократической волокитой (34,2%). В итоге административные барьеры вновь становятся главным источником проблем.

Не менее важным фактором при выборе партнеров является клиентоориентированность при выполнении заказа, которая в научной среде как норма не распространена (25%). Совместные проекты науки и бизнеса осложняются тем, что компании зачастую не готовы финансировать долгосрочные исследовательские проекты, а хотят приобретать уже пользующиеся спросом продукты. Отечественная же наука сильна в развитии фундаментальных знаний. Поэтому представители бизнеса зачастую не понимают, что научно-исследовательские проекты не предполагают сиюминутной отдачи и мгновенного получения прибыли.

 

Онлайн-исследование «Инновационная экономика: точка зрения бизнес-аудитории» проведено РБК в сентябре 2010 года. Объем выборки составил 10 195 респондентов. В онлайн-опросе приняли участие респонденты из Москвы (47,6%) и Московской области (8,8%), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (9,5%) и других городов (33,9%). В основном интерес к теме опроса проявила мужская аудитория (82,2%). Более половины участников опроса принад­лежат к возрастной группе 31—45 лет (53,8%), доля респондентов в возрасте 18—30 лет — 23,6%, зрелых респондентов в возрасте от 46 до 60 лет и старше — 22,4%. Целевая аудитория сайта РБК — это деловая аудитория. Почти половина респондентов являются представителями бизнеса. Из них более трети — представители крупного и среднего бизнеса (35,1%) и малого бизнеса (10%). Еще более трети деловой аудитории — это квалифицированные специ­алисты, занятые умственным трудом (33,8%). Также в исследовании приняли участие 7,7% менеджеров и 3,6% представителей науки. Доля других профессиональных категорий не превышает 2%.

 

 


Елена Баева, 01.10.2010

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости