О необходимости реализации комплекса компенсационных мер для малого и среднего бизнеса в связи с заменой ЕСН уплатой обязательных страховых взносов
Специальная резолюция делегатов и участников V Съезда Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», 21 сентября 2010 г., г. Москва.
Делегаты и участники V Съезда Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - представители предпринимательского сообщества, включая отраслевые ассоциации и союзы, объединяющие свыше 370 тысяч предпринимателей, представители федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, заслушав выступления и обсудив состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и прогнозируемые последствия реформы единого социального налога, считают необходимым отметить следующее.
Одним из ключевых событий реформирования законодательства в 2009 году стало внесение принципиальных изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части отмены единого социального налога.
С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД, или находящихся на общей системе, в 2010 году совокупный тариф страховых взносов с 1 января следующего года составит 34 %. Точечные исключения из этого правила не распространяются на подавляющее большинство малых и средних предприятий.
Реализуемая на фоне продолжающегося экономического спада реформа социальных платежей вызывает волну протестов у предпринимательского сообщества - тарифы страховых взносов существенно превышают существовавшую ставку единого социального налога, кроме того, теперь полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами переданы органам внебюджетных фондов. Таким образом, существенно увеличивается и административная нагрузка на бизнес. Органы внебюджетных фондов получили широкие полномочия по контролю (камеральные и выездные проверки) правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, которые не обеспечены административной (уголовной) ответственностью за злоупотребления.
По результатам опросов, проведённых отраслевыми союзами, ожидания предпринимателей по снижению доходов вследствие увеличения фискальной нагрузки составляют 15-20 %, плательщики ЕНВД прогнозируют снижение доходов более чем на 20 %.
В мае 2010 года в 60 субъектах Российской Федерации региональными отделениями ОПОРЫ РОССИИ было организованы и проведены Конференции на тему: «Социально-экономические последствия замены ЕСН страховыми взносами» в целях получения обоснованной оценки состояния малого бизнеса и социально-экономических последствий внесения кардинальных изменений в законодательство.
Мнение участников всех региональных Конференций – субъектов малого и среднего предпринимательства и представителей экспертного сообщества, совпадает, они единодушны в том, что реализация положений Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» существенно увеличивает совокупную финансовую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличивается в 2,4 раза, что может оказаться непосильным бременем для малых и, в особенности, для начинающих предпринимателей. Такая ситуация приведёт к радикальному увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, повлечёт массовые увольнения работников в секторе малого и среднего бизнеса.
Предприниматели также уверены, что указанные изменения законодательства приведут к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров и услуг, и, как следствие, к уменьшению налогооблагаемой базы и существенному сокращению доходной части бюджета. Выросшая себестоимость производимых и реализуемых товаров, работ и услуг повлечет за собой рост стоимости потребительской корзины и соответственно увеличение инфляции. Все эти экономические последствия вызовут рост социальной напряженности среди населения.
Единственным возможным решением, по мнению подавляющего большинства предпринимателей, позволяющим избежать негативных социально-экономических последствий от принятия Закона, может стать перенос срока вступления в действие Федерального Закона № 212-ФЗ с 2011 года на 2013-2014 годы с одновременным введением компенсационных мер налогового характера.
Реформа единого социального налога без реализации дополнительных мер компенсационного характера, несомненно, приведет к ухудшению положения субъектов малого и среднего бизнеса, что прямо противоречит реализуемой в последние годы государством политики всестороннего содействия развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
В этих условиях в целях минимизации неблагоприятных социально-экономических последствий замены Единого социального налога страховыми взносами для малого и среднего бизнеса Участники Съезда считают необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти оперативно отреагировать на складывающуюся ситуацию:
1. В Федеральном законе № 212-ФЗ предусмотреть отсрочку введения повышенной ставки системы страховых платежей до 2013-2014 гг. с постепенным введением прилагаемых компенсационных мер, включая:
- ограничение периодичности проведения выездных налоговых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства - 1 раз в два года;
- ограничение продолжительности выездной проверки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства - не более одного месяца (без пролонгации);
- установление добровольного порядка перехода к системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, изменение налогового периода для плательщиков ЕНВД – календарный год вместо квартала;
- расширение использования упрощенной системы налогообложения системы на основе патента, в том числе за счет увеличения видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применение этого специального налогового режима;
- для малых и средних производственных предприятий, находящихся на общем режиме налогообложения: снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение ставки налога на прибыль до 8 %, введение 100% инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, ведение налоговых каникул по налогу на прибыль для вновь созданных малых предприятий (от 2 до 5 лет).
2. Ввести уголовную и административную ответственность должностных лиц органов государственных внебюджетных фондов за вынесение заведомо незаконного решения и за злоупотреблением правами при проведении проверок.
3. Рассмотреть вопрос передачи функции администрирования сбора страховых взносов налоговым органам.