Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О необходимости реализации комплекса компенсационных мер для малого и среднего бизнеса в связи с заменой ЕСН уплатой обязательных страховых взносов

О необходимости реализации комплекса компенсационных мер для малого и среднего бизнеса в связи с заменой ЕСН уплатой обязательных страховых взносов

Специальная резолюция делегатов и участников V Съезда Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», 21 сентября 2010 г., г. Москва.

Делегаты и участники V Съезда Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - представители предпринимательского сообщества, включая отраслевые ассоциации и союзы, объединяющие свыше 370 тысяч предпринимателей, представители федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, заслушав выступления и обсудив состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и прогнозируемые последствия реформы единого социального налога, считают необходимым отметить следующее.

Одним из ключевых событий реформирования законодательства в 2009 году стало внесение принципиальных изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части отмены единого социального налога.

С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД, или находящихся на общей системе, в 2010 году совокупный тариф страховых взносов с 1 января следующего года составит 34 %. Точечные исключения из этого правила не распространяются на подавляющее большинство малых и средних предприятий.

Реализуемая на фоне продолжающегося экономического спада реформа социальных платежей вызывает волну протестов у предпринимательского сообщества - тарифы страховых взносов существенно превышают существовавшую ставку единого социального налога, кроме того, теперь полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами переданы органам внебюджетных фондов. Таким образом, существенно увеличивается и административная нагрузка на бизнес. Органы внебюджетных фондов получили широкие полномочия по контролю (камеральные и выездные проверки) правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, которые не обеспечены административной (уголовной) ответственностью за злоупотребления.

По результатам опросов, проведённых отраслевыми союзами, ожидания предпринимателей по снижению доходов вследствие увеличения фискальной нагрузки составляют 15-20 %, плательщики ЕНВД прогнозируют снижение доходов более чем на 20 %.

В мае 2010 года в 60 субъектах Российской Федерации региональными отделениями ОПОРЫ РОССИИ было организованы и проведены Конференции на тему: «Социально-экономические последствия замены ЕСН страховыми взносами» в целях получения обоснованной оценки состояния малого бизнеса и социально-экономических последствий внесения кардинальных изменений в законодательство.

Мнение участников всех региональных Конференций – субъектов малого и среднего предпринимательства и представителей экспертного сообщества, совпадает, они единодушны в том, что реализация положений Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» существенно увеличивает совокупную финансовую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличивается в 2,4 раза, что может оказаться непосильным бременем для малых и, в особенности, для начинающих предпринимателей. Такая ситуация приведёт к радикальному увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, повлечёт массовые увольнения работников в секторе малого и среднего бизнеса.

Предприниматели также уверены, что указанные изменения законодательства приведут к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров и услуг, и, как следствие, к уменьшению налогооблагаемой базы и существенному сокращению доходной части бюджета. Выросшая себестоимость производимых и реализуемых товаров, работ и услуг повлечет за собой рост стоимости потребительской корзины и соответственно увеличение инфляции. Все эти экономические последствия вызовут рост социальной напряженности среди населения.

Единственным возможным решением, по мнению подавляющего большинства предпринимателей, позволяющим избежать негативных социально-экономических последствий от принятия Закона, может стать перенос срока вступления в действие Федерального Закона № 212-ФЗ с 2011 года на 2013-2014 годы с одновременным введением компенсационных мер налогового характера.

Реформа единого социального налога без реализации дополнительных мер компенсационного характера, несомненно, приведет к ухудшению положения субъектов малого и среднего бизнеса, что прямо противоречит реализуемой в последние годы государством политики всестороннего содействия развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

В этих условиях в целях минимизации неблагоприятных социально-экономических последствий замены Единого социального налога страховыми взносами для малого и среднего бизнеса Участники Съезда считают необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти оперативно отреагировать на складывающуюся ситуацию:

1. В Федеральном законе № 212-ФЗ предусмотреть отсрочку введения повышенной ставки системы страховых платежей до 2013-2014 гг. с постепенным введением прилагаемых компенсационных мер, включая:

  • ограничение периодичности проведения выездных налоговых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства - 1 раз в два года;
  • ограничение продолжительности выездной проверки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства - не более одного месяца (без пролонгации);
  • установление добровольного порядка перехода к системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, изменение налогового периода для плательщиков ЕНВД – календарный год вместо квартала;
  • расширение использования упрощенной системы налогообложения системы на основе патента, в том числе за счет увеличения видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применение этого специального налогового режима;
  • для малых и средних производственных предприятий, находящихся на общем режиме налогообложения: снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение ставки налога на прибыль до 8 %, введение 100% инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, ведение налоговых каникул по налогу на прибыль для вновь созданных малых предприятий (от 2 до 5 лет).

2. Ввести уголовную и административную ответственность должностных лиц органов государственных внебюджетных фондов за вынесение заведомо незаконного решения и за злоупотреблением правами при проведении проверок.

3. Рассмотреть вопрос передачи функции администрирования сбора страховых взносов налоговым органам.

Принято единогласно
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости