Лучше не стало
Банки по-прежнему неохотно кредитуют малый бизнес
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) и компания "Финист" рассчитали индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса. Как показало исследование, российские банки первой двадцатки (именно они служат базой для анализа) не стали намного щедрее к "малышам". Снижение ставок по кредитам для среднего и малого бизнеса хоть и продолжается, но происходит более медленно, чем в начале года, отмечают эксперты. Даже среди банков первой двадцатки индикативные ставки кредитования сроком на 12 месяцев существенно различаются. Если лидеры готовы предоставить заем под 13% годовых, то замыкающие верхний пул лишь под 20%. Кроме того, в сентябре при средней индикативной ставке(с учетом комиссий за выдачу и обслуживание кредита) в 16,7% ужесточились залоговые требования к заемщикам.
"С залогом вообще происходит что-то непонятное, - говорит вице-президент НИСИПП Владимир Буев. - У разных банков разные подходы к использованию и дисконтированию стоимости одних и тех же залогов. Доходит до абсурда. К примеру, есть банки, которые товары в обороте залогом не считают в принципе, хотя значительная часть их продуктовой линейки - это оборотные кредиты для торговых компаний".
И все же, несмотря на значительные риски, большинство банков не снижает декларируемые сроки кредитования. В отдельных случаях они достигают 10 - 15 лет. Впрочем, кредитные менеджеры обращают внимание на готовность банков реально кредитовать бизнес в пределах 18 - 36 месяцев, оговариваясь, что большие сроки доступны лишь избранным клиентам.
Вместе с тем банковский рынок продолжает расслаиваться. С одной стороны, эксперты отмечают ухудшение качества консультирования клиентов и менее активный маркетинг - признак снижения заинтересованности банков в притоке новых клиентов. С другой, на рынке происходит очевидное перераспределение долей. Пользуясь снижением активности конкурентов, банки в лучшем финансовом положении запускают новые продуктовые линейки, повышают привлекательность для заемщиков своей кредитной политики, словом, всеми доступными способами пытаются обзавестись новой клиентурой и вырваться вперед.
Евгений Тихонов