Закон о защите прав юрлиц делает бесправным потребителя
В ходе реализации проекта "Народный контроль" в Барнауле волонтерам порой непросто давался процесс мониторинга цен в магазинах. Акция "единороссовской" молодежи и пенсионеров вызвала недовольство у администраторов некоторых магазинов. Председатель комитета экономического анализа и ценового регулирования города Барнаула считает, что торговля хоть и стала более покладистой, ей все-таки не хватает дополнительного контроля.
Людмила Лысенко,
председатель комитета экономического анализа и ценового регулирования г.Барнаула:
Для начала мне хотелось бы отметить, какой реальный эффект принес проект "Народный контроль" за месяц работы. Контроль позволил сформировать общественное мнение о недопустимости завышения цен на уровне магазина и как следствие — снизить количество нарушений более чем на 10%. Представители отрасли стали более осторожны и грамотны в вопросах ценообразования. Стараются по спорным вопросам формирования розничных цен консультироваться с профессионалами.
Сегодня правильно на уровне края поднята тема оптимизации цен от "поля до прилавка" по всей товаропроводящей сети. На каждом профильном совещании я поднимаю вопрос о необходимости контроля за всей цепочкой ценообразования. Ведь магазин — это хоть и последнее звено формирования цены, но не единственное. Всегда есть посредники, для которых еще в 1990-е годы существовало ограничение торгово-сбытовой надбавки. Во всем мире они работают с наценкой 1–1,5%. Проверки, которые мы проводим совместно с прокуратурой, показали, что наценка наших оптовиков уходит далеко за 10%, что недопустимо. Замечу, что выявить реальный уровень издержек посреднического звена не всегда просто. Цены на продукты почти во всех крупных сетевых маркетах формируются за пределами края. У "Ленты" — в Санкт-Петербурге, у "Холидей – Классик" и "Патэрсон" — в Новосибирске. Поэтому проверить крупные сети никто не может. Обязательно необходимо выходить на головной офис. Проблема контроля небольших магазинов состоит в том, что 17% тех, кого мы включили в опубликованный годовой план проверочной работы, перед проверкой просто исчезли: закрылись или перерегистрировались.
Не могу не отметить, насколько усложняет сегодня контрольно-проверочную работу Закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Приведу пример: недавно в ходе проверки магазина "Капитал" (ул. Советская, 3-а) муниципальному контролирующему органу отказались представить документы. Такое произошло в нашей практике впервые за 12 лет. В ближайшее время мы придем в этот магазин совместно с прокуратурой. Что уж говорить о законном праве простого потребителя получить информацию о качестве и цене товара? Существование 294-го закона делает потребителя бесправным. Мы обязаны уведомить предпринимателя за три дня до проведения проверки. В итоге ни о каком факторе внезапности нет и речи. Есть факты, когда переписываются счета-фактуры, изменяются электронные базы расчета цен. И никто не имеет реальных рычагов воздействия на нарушителей. Полномочия по применению административных санкций у муниципалитета отсутствуют.
Предлагаю собрать все проблемы и замечания, связанные с реализацией 294-го закона, и на их основании выйти с законодательной инициативой. Мнение профессионалов единое — закон нуждается в корректировке, поскольку его применение затрудняет работу надзорных, контролирующих органов, а главное — проигрывает потребитель. Этот закон находится в конфликте с Федеральными законами № 2300 "О защите прав потребителей" и № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку мы не можем на месте оперативно проверить факты, изложенные в жалобах граждан, если предприятие не включено в годовой план проверок. Внеплановые проверки прокуратура нам проводить запретила, решив, что их может проводить только она сама. Не имея специалистов, надзорные органы привлекают нас в качестве экспертов, и все идет по кругу.