Реформа ЕСН будет иметь негативные последствия для бизнеса
В "ОПОРу России", по данным этой организации, поступает множество обращений, в которых предприниматели выражают обеспокоенность последствиями реформы ЕСН.
В "ОПОРу России", по данным этой организации, поступает множество обращений, в которых предприниматели выражают обеспокоенность последствиями реформы ЕСН. Сформулировав консолидированную позицию своих региональных отделений, "ОПОРа России" подготовила документ, который сегодня публикует "ВД".
В своих обращениях предприниматели указывают, что принятый 24 июля 2009 года № 212-ФЗ существенно увеличивает совокупную финансовую нагрузку на малый и средний бизнес. Речь идет о предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих ЕНВД.
По ожиданиям малого и среднего бизнеса, с 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Малые предприятия окажутся в крайне тяжелом положении, что привет к существенному ухудшению условий их деятельности. Сократится количество рабочих мест, неизбежен рост социальной напряженности, а также снизится доходная часть бюджета.
Возможным решением проблемы, позволяющим избежать негативных социально-экономических последствий принятия № 212-ФЗ, по мнению большинства предпринимателей, может стать перенос срока вступления в действие этого закона на 2013–2014 годы с одновременным введением компенсационных мер.
Реформа ЕСН в сегодняшнем варианте содержит ряд дополнительных негативных последствий.
1.Наряду с налоговыми органами к финансовому контролю над деятельностью налогоплательщиков подключатся внебюджетные фонды. Это неизбежно приведет к дополнительной административной нагрузке на бизнес: помимо налоговой инспекции, предпринимательскую деятельность будут контролировать также органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Они будут проверять налогоплательщиков и в случае необходимости взыскивать с них суммы страховых платежей. Таким образом, пообещав бизнесу сократить количество финансовых контролеров, государство увеличивает их в три раза.
2. Крайне сомнительной (с точки зрения права) выглядит идея наделения органов, не являющихся государственными, правами по контролю над хозяйствующими субъектами и правом применения к ним принудительных мер. Только государство в лице уполномоченных государственных органов вправе использовать принудительные меры, вправе использовать силу. Наделение внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов возможно только при одном условии: их включении в состав федерального органа власти, например, в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Но в этом случае утрачиваются самостоятельность и независимость этих фондов.
3. Для эффективного контроля за уплатой страховых платежей во внебюджетных фондах должны быть созданы собственные контрольные подразделения по образу и подобию налоговых органов. Их функционирование возможно либо за счет увеличения бюджетов данных фондов, то есть за счет увеличения фискальной нагрузки на бизнес, либо за счет перераспределения расходов внутри существующих бюджетов. То есть за счет сокращения той части расходов, которая предназначена для выполнения социальных выплат. И тот, и другой вариант финансирования новых контролеров недопустим.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что колоссальные полномочия должностных лиц налоговых органов не обеспечены мерами ответственности за их злоупотребления. В связи с переходом в 2010 году на обязательные страховые платежи органы внебюджетных фондов получают полномочия по контролю и взиманию обязательных платежей. Фактически должностные лица органов внебюджетных фондов получают полномочия налоговых структур. В то же время эти полномочия не обеспечены ответственностью за злоупотребления. Причем сегодня даже "общие" составы должностных преступлений не могут распространяться на должностных лиц внебюджетных фондов, поскольку последние не являются государственными служащими.
Без введения уголовной и административной ответственности органов внебюджетных фондов за вынесение заведомо незаконного решения и за злоупотребление правом приостанавливать операции по счетам в банке риск злоупотребления внебюджетными фондами своими полномочиями остается очень высоким.