В Госдуме прошел третье чтение законопроект по льготным условиям участия малого бизнеса в системе госзаказе
22 октября Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях Федеральный закон, предусматривающий снижение для субъектов малого предпринимательства предельного размера обеспечения заявки на участие в госзаказе с 5% до 2%. Речь идет о законопроекте № 394581-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Документ направлен на уточнение положений об участии субъектов малого предпринимательства в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Первое чтение в нижней палате парламента законопроект прошел 7 сентября. Документ был внесен Правительством РФ на рассмотрение Госдумы РФ в конце июня 2010г. Законопроект разработан в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № ВП-П13-2395. Напомним, речь идет о Поручении Председателя Правительства РФ Владимира Путина по итогам Всероссийского форума по малому и среднего предпринимательству, прошедшего в Москве 22 апреля прошлого года, одним из соорганизаторов которого выступила ОПОРА РОССИИ. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размер обеспечения заявки на участие в торгах устанавливается в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В соответствии с действующим законодательством размер такого обеспечения сегодня не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). «Проект федерального закона устанавливает сниженный до 2% от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов малого предпринимательства согласно статье 15», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Комментируя важное для малого и среднего предпринимательства событие, руководитель Отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Андрей Шубин подчеркнул остроту проблемы предоставления финансового обеспечения госзаказа для МСП. «Предприниматели сталкиваются с трудностями при возврате перечисленных средств, являющихся обеспечением заявки. При этом суммы обеспечения заявок для субъектов МСП - в размере 5% - являются значительными. Так, даже при государственном контракте на 4 млн.руб. предприниматель должен найти сумму в размере 200 тыс. рублей. А если предприниматель участвует сразу в нескольких конкурсах, то суммы, отвлекаемые на обеспечение заявки, увеличиваются в еще более значительной степени». Снижение обеспечения заявки участников торгов, по мнению главы экспертного подразделения ОПОРЫ, позволит большему количеству МСП участвовать в государственном заказе. И это, в свою очередь, приведет к увеличению конкуренции при проведении госзакупок и снижению цены с улучшением качества предоставляемых работ или услуг. В то же время, отметил А. Шубин, снижение суммы обеспечения заявки - ниже определённого уровня - также нецелесообразно, так как это позволит недобросовестным участникам торгов подавать и отзывать заявки, не неся серьезных штрафных санкций. «Позиция ОПОРЫ РОССИИ: уменьшение обеспечения заявок на участие в торгах для субъектов малого предпринимательства до 2% от начальной (максимальной) цены контракта должно начинаться с 5 млн. рублей. В этом случае риски заказчиков, связанные с возможными недобросовестными действиями участников размещения заказа, не увеличатся», - отметил эксперт организации.