Как при необходимости можно получить отсрочку или рассрочку по уплате налога
Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю продолжает рассказывать читателям о последних изменениях в налоговом законодательстве. Федеральный закон № 229-ФЗ от 27.07.2010 года внес корректировку не только в название главы 9 НК РФ, но и в значительное количество ее статей. В частности, изменение срока уплаты возможно теперь не только в отношении налога, сбора и пени, но и штрафа. Однако эта норма не распространяется на налоговых агентов. Кроме того, новым документом, вступившим в силу 2 сентября 2010 года, уточнены некоторые положения кодекса, которые раньше препятствовали эффективной реализации права налогоплательщика на получение отсрочки или рассрочки по уплате налога.
В статью 61 НК РФвведен пункт 3.1, согласно которому лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты (ст. 62 НК РФ), теперь распространяются не только на налоги, но и на сборы. Вместе с тем в статье появилось новое условие, при котором срок уплаты налога не может быть изменен. Это невозможно сделать, если в отношении заинтересованного лица "в течение трех лет, предшествующих дню подачи им заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора".
Кто принимает решение
Статья 63 НК РФ "Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов" дополнена двумя новыми подпунктами. Согласно подпункту 6 решение об изменении срока уплаты НДФЛ физлицами (кроме индивидуальных предпринимателей) в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, принимают налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с этих доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов и муниципальных образований.
Решение об изменении срока уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления налога в бюджеты субъектов Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита будут принимать органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Федерации (п. 7 ст. 63 НК РФ).
Когда возникает право на отсрочку
Если раньше пунктом 2 ст. 64 НК РФ было установлено, что отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена при наличии хотя бы одного из перечисленных в статье оснований, то теперь должно соблюдаться еще одно условие. Согласно новой редакции этого пункта срок уплаты налога может быть изменен, если финансовое положение заинтересованного лица не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что такая возможность возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.
В статье 64 НК РФ уточнены порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки. Так, новый пункт 2.1 установил, что при наличии любого из оснований, кроме недофинансирования из бюджета, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Физическому лицу отсрочка может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
Также статья 64 дополнена пунктом 5.2, в соответствии с которым в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с главой 9 НК РФ. Пункт 5.3, тоже введенный Федеральным законом№ 229-ФЗ, устанавливает обязанность лица, заинтересованного в изменении срока уплаты налога, по требованию уполномоченного органа представлять документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
Уточнен перечень документов
В новой редакции п. 5 ст. 64 НК РФ более детально определен перечень документов, необходимых для получения отсрочки (рассрочки). Следует отметить, что этот перечень изменился. Так, к заявлению должны прилагаться:
1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
3) справки банков об ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов-дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Кроме того, обращаем ваше внимание, что в ст. 64 НК РФ добавлен новый пункт 5.1, в котором для каждого основания предоставления отсрочки (рассрочки) определен перечень документов, которые должны быть представлены одновременно с заявлением.