Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Оценка регулирующего воздействия, или способ борьбы с гиперинфляцией административных барьеров: одна из главных тем заседании Президиума ОПОРЫ РОССИИ 25 октября

Оценка регулирующего воздействия, или способ борьбы с гиперинфляцией административных барьеров: одна из главных тем заседании Президиума ОПОРЫ РОССИИ 25 октября

Центральным вопросом обсуждения на заседании Президиума ОПОРЫ РОССИИ стало участие малого и среднего предпринимательского сообщества в реализации направления государственной политики, связанного с институтом оценки регулирующего воздействия (ОРВ).

Актуальность этой работы была подчеркнута в формулировке пункта повестки дня заседания - «Оценка регулирующего воздействия, или способ борьбы с гиперинфляцией административных барьеров».

Никто никогда не оценивал, каким образом та или иная «инновация» в области законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности «аукнется» на малом бизнесе, напомнил, открывая обсуждение, президент ОПОРЫ РОССИИ. В связи с этим Сергей Борисов напомнил о «последнем пассаже, связанном со 171-ФЗ». Принятый в конце июля 2010г., нормативно-правовой акт практически нивелировал ключевые успехи административной реформы в области поддержки предпринимательства за последние 5 лет. На предотвращение такого рода ситуаций и направлен новый проект государственной политики, полномочия по осуществлению которого возложены на Минэкономразвития России.

Об идее, а также основных целях и задачах нового направления деятельности министерства сообщил директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Алексей Херсонцев.

123 миллиарда 760 млн. 800 тыс. евро, или 5 трлн. 264 млрд. 178 млн. 4080 рублей. «Именно в такую цифру Европейский Союз оценивает административное бремя собственных предпринимателей, связанных с выполнением различных формальностей административного характера», - сообщил представитель МЭР РФ. Эта цифра, по его словам, сопоставима с цифрой «около 60% объема доходов федерального бюджета на 2011 год».

«Проблема барьеров – это не только проблема России. В ЕС принята программа, предполагающая последовательное снижение этой цифры на 33%. Эти 33%, или 40,3 млрд. евро – стоимость для западных предпринимателей половины всех экспортируемых из России товаров. И сегодня оценка регулирующего воздействия – одно из главных направлений реформы регулирования в ЕС предпринимательской деятельности», - отметил Алексей Херсонцев.

В России ОРВ введена Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Таким образом, теперь, по словам главы профильного департамента Минэкономразвития, процедуре подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия подлежат все нормативно-правовые акты, которые вносятся в Минюст.

«С помощью механизма оценки регулирующего воздействия мы сможем выявлять избыточные административные ограничения еще на стадии принятия акта, а не устранять их впоследствии. На первом шаге решено, что оценка регулирующего воздействия будет проводиться на стадии согласования предлагаемого проекта акта. При этом срок согласования - всего 30 дней. Сегодня ОРВ носит больше экспертный характер, но в дальнейшем мы намерены перенести оценку уже на стадию проектирования соответствующего акта», - уточнил глава департамента.

Процедура проведения ОРВ предполагает стадии первичной и углубленной оценки. В рамках проведения углубленной оценки, по словам представителя МЭР, анализируются: цели регулирования, решаемая регулированием проблема; возможность решения проблемы иными средствами; издержки и выгоды заинтересованных лиц; расходы бюджетов; риски

«Мы имеем значительное количество нормативно-правовых актов, приводящих к необоснованным административным барьерам. Наибольшее количество относится к сфере государственного контроля (надзора). Еще одна большая группа – акты по обязательным требованиям к продукции и процессу производства, в том числе безопасности процесса производства», - сообщил о первых итогах деятельности департамента А. Херсонцев. За последние 2 месяца департамент подготовил уже около 45 заключений по ОРВ, в т.ч., по словам представителя МЭР РФ, было выявлено существенное количество документов, вводящих необоснованные препятствия для субъектов предпринимательской деятельности.

Одной из проблем Алексей Херсонцев считает позицию разработчиков проектов НПА – представителей государственной власти, заключающейся в аргументе «почему мы должны считать издержки (в рамках нормотворческой инициативы), пусть бизнес и считает». По словам выступающего, департамент серьезно работает над тем, чтобы переломить ситуацию и «приучить» авторов НПА сразу просчитывать возможные последствия для бизнеса в результате внедрения той или иной инициативы.

Еще одной проблемой является то, что «разработчик практически никогда не учитывает переходный период для бизнеса для адаптации к новым срокам». Необходимо обсуждать приемлемые сроки введения той или иной нормы регулирования, считает А. Херсонцев, отметив: «Мы считаем, что такими своими недальновидными действиями регулятор только подталкивает бизнес к недобросовестности, и рассматриваем это также как необоснованные препятствия для предпринимательской деятельности».

Глава департамента МЭР РФ подчеркнул необходимость как можно более активного участия бизнеса в публичных консультациях на сайте Минэкономразвития России. «Для нас очень важно участие в процессе оценки нормотворческой деятельности представителей бизнес-сообщества, в том числе ОПОРЫ РОССИИ, сотрудничество с которой уже идет по ряду заключений. Очень важно, чтобы это сотрудничество велось по конкретным формам и предельно оперативно», - заключил глава департамента МЭР РФ.

Отвечая на вопрос члена Президиума ОПОРЫ РОССИИ Дмитрия Гольдштейна о форме проекта экспертного заключения, А. Херсонцев обратил внимание на размещаемый вместе с проектом нормативно-правового акта специальный «вопросник» - перечень основных вопросов в рамках комплексного анализа документов.

В свою очередь, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин подчеркнул, что «многое в этой работе определяется скоростью реагирования членов организации - не только отраслевых организаций, но и отдельных предпринимателей». В связи с этим глава профильного направления организации обратился к членам Президиума ОПОРЫ с предложением назначить аккредитованного эксперта в профильной для своего предприятия сфере деятельности. В целом, по словам В. Корочкина, в рамках взаимодействия с департаментом, ОПОРА РОССИИ предоставила уже более 20 заключений, «и мы надеемся в будущем еще более повысить эту цифру», сообщил вице-президент ОПОРЫ.

Среди других вопросов отдельное внимание на заседании было уделено концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации. Соответствующий законопроект был внесен Правительством РФ в Госдуму РФ 21 октября. В связи с этим Владислав Корочкин обратил внимание на необходимость формирования позиции организации по этому вопросу. Вся информация (в том числе Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации и Протокол заседания Комитета по техническому регулированию и сертификации ОПОРЫ РОССИИ) размещена на портале ОПОРЫ РОССИИ, сообщил он, предложив коллегам как можно активнее участвовать в этой работе. Также на заседании рассматривался ряд организационных вопросов. Файлы: Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Постановление от 15 мая 2010 г. №336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (об оценке регулирующего воздействия) Приказ Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398 «Об утверждении положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия»

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости