Платные дороги – вот и дождались
Владельцев грузовиков с 2012 г. обяжут платить за проезд по федеральным трассам и заставят оснастить транспортные средства системой «Глонасс». В среднем годовая плата за один грузовик составит около 15 тыс. руб. Таким образом минэкономразвития РФ намеревается увеличить поступления в бюджет на 60 млрд руб. в год.
Красноярские участники рынка грузоперевозок считают, что данные изменения в первую очередь вызовут рост цен на услуги транспортных компаний.
Идея о сборе дополнительных средств с многотонных фур принадлежит Минтрансу. Сейчас ее прорабатывают чиновники из Минэкономразвития. Пока никаких конкретных решений не принято, однако известно, что плата за использование дорог будет введена с 2012 г. Минтранс уже объявил конкурс на создание системы оплаты за пользование федеральными трассами.
Предполагается, что плата будет взиматься со всех грузовиков, масса которых превышает 12 т. На первом этапе реализации этого нововведения планируется продавать владельцам грузовиков право проезда по федеральным трассам на определенный период.
На втором этапе все транспортные компании, а также частников, заставят оснастить автомобили системой «Глонасс». С помощью этой системы власти хотят перейти к расчету платежей на основе фактического пробега по автотрассам, а также мобильно отслеживать, где именно находятся грузовики и куда они движутся.
Сборы с владельцев грузовых машин должны составить в среднем 14 600 руб. в год. Введение этой меры, по подсчетам федеральных чиновников, будет приносить государству до 64 млрд руб. ежегодно. Добавим, что платными могут объявить участки только тех автодорог, чья проектная документация была утверждена после 14 ноября 2007 г.
Каким образом и в какие сроки будет реализован проект, пока не ясно. В красноярских транспортных компаниях ДЕЛА.ru пояснили, что под нововведение попадают практически все большегрузные автомобили. Это в конечном итоге приведет к росту цен на транспортные услуги и увеличению стоимости доставляемых товаров.
«Введение оплаты отразится не на деятельности транспортных компаний, а на кошельках потребителей. В первую очередь подорожают те товары, доставка которых производится с помощью транспортных перевозок. На ценах также скажется и инициатива об обязательном введении приемников ГЛОНАСС. Оснащение этой системой обойдется не дешево», — комментирует ДЕЛА.ru коммерческий директор ООО «Компания «СибТранссервис» Игорь Котиков.
Менеджер грузоперевозок транспортной компании «СибТрасса» Александр отметил, что вводить плату за использование дорог можно, однако размер оплаты проезда по федеральным трассам должен быть единым вне зависимости от региона.
«Для владельца грузовика плата 14–15 тыс. в год не маленькая, для компании, у которой автопарк состоит из 30–40 грузовиков, тоже. Введение оплаты за пользование федеральными трассами для грузовых машин в первую очередь вызовет рост цен на услуги транспортных компаний. И это только первый момент, — поясняет работник компании „СибТрасса“. — Если градация так и останется условной, то есть грузовики весом свыше 12 т будут платить одинаково, то с этим еще можно будет жить. Если же градация будет поставлена в зависимость от веса авто и груза, в зависимость от региона, будет очень тяжело».
По мнению грузоперевозчиков, особые трудности возникнут во время введения обязательного оснащения грузовиков приемниками «Глонасс». Дело в том, что многие транспортные компании для того, чтобы контролировать работу водителя и сам процесс доставки груза, используют свою навигационную систему. Преемники «Глонасс» могут просто оказаться лишними. «Почему никто не учитывает того момента, что грузовики и без того оснащены другой системой навигации? Насколько эти две системы будут стыковаться друг с другом, и не пойдут ли они в разрез, большой вопрос», — отметил Игорь Котиков.
Впрочем, проблемами в связи с вводом платы за пользование федеральными автотрассами обзаведутся не только транспортные компании и владельцы грузовиков. В планах правительства РФ сделать платными дороги и для легковых авто.
На днях Совет Федерации одобрил законопроект о платных автодорогах. Согласно документу, федеральные, региональные и местные органы власти могут объявлять платными дороги общего пользования не только целиком, но и по отдельным участкам. Также им будет предоставлено право определять методику оплаты и ее максимальный размер.
Этот факт смутил грузоперевозчиков. «Если размер оплаты будут регулировать региональные власти, то у каждого субъекта федерации будет свой ценник за дорогу. Это обязательно внесет путаницу, цена проезда должна быть единой. Вообще трудно представить, как это будет все выглядеть», — подчеркнул специалист компании «СибТрасса».
Напомним, российское правительство уже хотело отказаться от строительства бесплатных объездных дорог и строить только платные. (см. «Дорогу платным дорогам!»). В середине ноября 2010 г. идеи Минэкономразвития поддержал Минтран
Важной составляющей одобренного законопроекта стали определенные гарантии для пользователей дорог. В законе гарантируется обеспечение обязательного альтернативного бесплатного проезда. Протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих альтернативный бесплатный проезд, не должна более чем в 1,5 раза превышать протяженность платной дороги. В ближайшее время должно начаться строительство платных «дублеров» федеральных дорог Москва — Петербург, Москва — Дон, Москва — Минск.
Также планируется, что для всех видов платных дорог будет установлен единый перечень транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда. Это будут машины «скорой помощи», аварийных служб, пожарные машины и маршрутные автобусы.
Кроме того, чиновники до конца этого года собираются выпустить документ, который обяжет всех автопроизводителей, имеющих заводы в России, оснащать новые автомобили приемниками «Глонасс». Эта норма будет распространяться не только на автомобили отечественного производства, но и на зарубежные модели, такие как «Тойота», «Форд» или «Фольксваген».
«Как и любой человек отношусь к инициативам, которые ведут к удорожанию жизни, негативно. Считаю, что введение оплаты за проезд по федеральным автотрассам не встретит поддержки ни среди населения, ни среди юридических лиц, — резюмирует Игорь Котиков.
— Я как гражданин знаю, что все налоги, собираемые с владельцев транспортных средств, должны идти на строительство дорог, улучшение дорожных покрытий и т.д. И если бы это действительно было бы так, то население относилось бы к сборам более терпимо. Говоря о новых проектах федерального правительства, отмечу, главное, чтобы деньги не разошлись по чужим карманам, а действительно пошли на развитие дорожной инфраструктуры и строительство дорог».