Систему государственного заказа необходимо перестраивать
29 октября Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам исполнения поручений Президента. Было рассмотрено выполнение ряда поручений главы государства по следующим направлениям: исключение необоснованного роста тарифов за жилищно-коммунальные услуги, готовность ЖКХ к зиме, преобразование государственных корпораций, эффективность использования бюджетных средств при госзакупках, обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны.
94-й Федеральный закон, регулирующий размещение госзаказа, в том числе и на предприятиях малого бизнеса, с момента принятия вызывает множество вопросов. Об этом, а также о том, как тратятся бюджетные деньги, и что с ними происходит, говорили на совещании с участием Президента.
Основным докладчик по данному вопросу был Константин Чуйченко, помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента.
- 10 августа по результатам проверки, проведённой нами совместно с Генеральной прокуратурой, Вами было издано поручение, принять необходимые меры для исключения неэффективных бюджетных расходов в сфере закупок. Для координации проводимых проверочных мероприятий при Контрольном управлении образована межведомственная рабочая группа. Системная работа только началась, но её первые результаты свидетельствуют о том, что в данной области имеются серьёзные проблемы. Среди них основными являются: отсутствие мониторинга закупочных цен и анализа результатов исполнения контрактов. До сих пор не разработаны механизмы определения госзаказчиками начальных цен закупаемой продукции, увязанных с мировыми. Должен сказать, что у различных госзаказчиков разброс цен даже на так называемые биржевые товары доходит до 30 процентов. Например, средняя цена закупки 92-го бензина по результатам аукционов у различных госзаказчиков находилась в диапазоне от 18 до 26 рублей за литр. И соответственно зачастую это даже превышает уровень цен, по которым отпускают сегодня бензоколонки.
В этой связи мы полагаем, что в сфере госзакупок надо сформировать систему сквозного мониторинга. Она должна позволять своевременно вскрывать неэффективные закупки и служить основой для правовой оценки контрактов, заключённых на не выгодных для бюджета условиях.
Наряду с этим следует выйти на такой порядок работы, при котором все закупочные решения стали бы обоснованными и документированными. Таким образом, мы персонифицируем ответственность за результаты произведённых бюджетных расходов.
Система государственных закупок должна представлять собой единый цикл: планирование с прогнозом государственных нужд, размещение госзаказа, учёт и контроль исполнения государственных контрактов. 94-й закон является только одной из стадий такого цикла, регулирующих размещение госзаказа. Поэтому целостной картины, как тратятся бюджетные деньги на госзакупки, нет ни у одного заказчика. Зарубежный опыт (в частности, США, Франции, Канады) показывает, что создание федеральной контрактной системы позволяет преодолеть озвученные проблемы.
В настоящее время работу в этом направлении очень активно ведёт Минэкономразвития. В данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 триллионов рублей бюджетных средств всех уровней. Здесь работают порядка 260 подрядчиков и поставщиков. Ежегодно с ними заключается более 10 миллионов контрактов. При таких параметрах экономический эффект от очищения порочных закупок может, по самым консервативным оценкам, составить более триллиона рублей в год.
Важная составляющая госзаказа – закупка медицинского оборудования. О том, как оно закупается, также говорили на совещание.
- Правительством дано указание федеральным органам исполнительной власти разработать систему мониторинга цен. Также поручено подготовить изменения в законодательство о размещении государственных заказов. Принятые меры повлияли на значительное снижение цен.
Так, если до проверки 64-срезовые компьютерные томографы приобретались в среднем по цене 77 миллионов рублей, то в июле–октябре текущего года – по 49 миллионов рублей, или на 28 миллионов рублей дешевле. На 16-срезовые компьютерные томографы средняя цена составляла 32 миллиона рублей, сейчас – около 25 миллионов рублей. По нашим расчётам, экономия средств федерального бюджета по торгам, состоявшимся в июле–октябре 2010 года, только на компьютерный томограф составила более 650 миллионов рублей.
Проблемы поставок медицинской техники в Россию были обсуждены с уполномоченными представителями ведущих мировых фирм-производителей: это «Дженерал электрик», «Сименс», «Тошиба», «Филипс». Ими даны индикаторы цен, которые кратно ниже тех, по которым томографы ранее закупались у посредников. В настоящее время компании «Дженерал электрик» и «Филипс» совместно с российскими производителями создали на территории России предприятия по выпуску компьютерных томографов – в Москве и Санкт-Петербурге. Это всё должно отразиться на уровне цен, по которым будет приобретаться высокотехнологичное медицинское оборудование.
Данную информацию Дмитрий Медведев прокомментировал следующим образом:
«То, что томографы подешевели, конечно, хорошо, потому что это прямая реакция на ситуацию, когда пришлось мне лично в это вмешиваться. Но проблема-то заключается не только в этих томографах и совсем не только в медицинской технике. Только что начальник Контрольного управления сказал, что возможная экономия – по самым скромным расчётам, триллион рублей. Что это означает, если выражаться простым русским языком? Объём воровства можно снизить на триллион рублей, по самым консервативным расчётам. То есть мы уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами, которые в этой сфере работают».
В обсуждении проблемы госзакупок принял участие и генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.
- В соответствии с Вашим поручением Генеральной прокуратурой и Контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с правоохранительными и контролирующими органами реализуется комплекс мер по усилению борьбы с нарушениями в сфере закупок для государственных нужд. Создана межведомственная экспертная группа, разработан план необходимых мероприятий, начата его реализация, организован обмен информацией. Во всех субъектах Российской Федерации прокурорами организованы проверки по выявлению и устранению нарушений в законодательстве при осуществлении госзакупок.
Что касается закупки томографов. К настоящему времени пять уголовных дел находятся в суде и рассматриваются по существу. По обвинению в мошенничестве – Ставропольский край, Сахалинская и Ульяновская области; присвоение – Владимирская область; халатность – Астраханская область. Это те дела, которые возбуждались ещё до полномасштабной проверки, проведённой по Вашему поручению. По её же результатам, по материалам прокуратуры возбуждено 57 уголовных дел в Республике Дагестан, Калининградской, Курганской, Свердловской областях, Ненецком автономном округе и ряде других субъектов Федерации, а ещё по 22 материалам в настоящее время проводятся доследственные проверки. В ближайшее время они будут закончены.
Как показывают результаты нашей с Контрольным управлением проверки, эта ситуация волной прокатилась практически по всей стране, поэтому в ходе следствия главный акцент должен быть сделан на выявление общих взаимосвязей. Прокуроры же ориентированы на то, чтобы при утверждении обвинительных заключений оценивать всю полноту проведённого расследования и установление реального умысла, а не списывать всё на халатность.
Как показывает практика прокуратуры, в системе госзакупок существует очень много проблем. С начала 2010 года прокурорами было обращено повышенное внимание на эту сферу. За девять месяцев выявлено 26 тысяч нарушений законов (рост на две третьих), к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 7700 должностных лиц (рост в два раза), по материалам проверок возбуждено более 100 уголовных дел. Как мы считаем, одних прокурорских усилий мало – госзакупки должны постоянно находиться в поле зрения всех правоохранительных органов.
Результаты проведённого нами мониторинга и существующую проблему буквально недавно мы обсуждали на прошедшем координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации. Была дана достаточно критическая оценка складывающейся ситуации, определён комплекс первоочередных мероприятий и поставлены конкретные задачи.
На основании данных мониторинга и в соответствии с Вашим поручением сфера госзакупок определена нами как приоритетная, на которой будут сконцентрированы предметные усилия всех правоохранительных органов под руководством созданной межведомственной экспертной группы. Завершение этого года и начало следующего года будут посвящены главным образом именно этой сфере.
Дмитрий Медведев подвел итог обсуждению:
- В общем, надо последовательно наводить в этой сфере порядок. Речь идёт, ещё раз подчёркиваю, не только о медицинской технике, а речь идёт практически о любой сфере, где тратятся государственные деньги. Кстати, речь идёт не только о закупках каких-либо товаров, но и о приобретении работ и услуг. Это абсолютно то же самое. Только там ещё проконтролировать труднее, потому что оценить соответствие стоимости услуги реальным рыночным оценкам гораздо сложнее.
Но о завышении [стоимости] работ, о том, как в строительном комплексе деньги воруют, мы все неплохо знаем. Поэтому это должна быть системная работа, ещё раз подчеркиваю. И, если говорить о ситуации в регионах, надо самым внимательным образом разбираться с теми, кто причастен, и сажать в тюрьму, разбираться и сажать в тюрьму. Другого выхода нет.