Большинству красноярцев не до роскоши
Мировые производители и продавцы предметов роскоши уверяют, что после кризисного 2009 г. рынок люксовых товаров восстановился. Российские и красноярские ритейлеры, продающие дорогие вещи, говорят — «спрос на роскошь» растет, но рынок слишком упал, чтобы восстановиться так быстро. Более всего просел сегмент одежды, обуви и аксессуаров, менее — интерьер и мебель.
Объем продаж сумок, одежды и парфюмерии люксовых брендов во время текущего предновогоднего сезона может приблизить мировую индустрию предметов роскоши к рекорду, сообщают «Ведомости», ссылаясь на исследование американской консалтинговой компании Bain & Co. Если продажи вырастут хотя бы на 10%, то оборот рынка может превысить 170 млрд евро, а такого результа в отрасли еще не было.
Американские аналитики в свое исследование Россию не включили, однако о том, что кризисные явления не миновали и российский рынок люксовых товаров, федеральные и местные СМИ писали неоднократно. По разным оценкам, рынок предметов роскоши в 2009 г. просел на 20–40%. Впрочем, как бы тяжко не было продавцам дорогих вещей, рынок начал отходить от финансовых потрясений и наращивать объемы продаж гораздо быстрее, чем того ожидали бизнесмены (см. «Роскошь возвращается?»).
В начале 2010 г. красноярские ювелиры и продавцы швейцарских часов констатировали, что «первые шаги» к восстановлению на местном рынке уже видны. Однако, как выяснили ДЕЛА.ru, спрос и продажи у нас восстановились сегодня лишь частично.
Руководитель салонов-магазинов «Мастерские Филипского» (компания специализируется на изготовлении люксовой мебели и интерьеров под заказ) Виктор Филипский рассказал, что менее всего в кризис пострадали компании, которые предлагают потребителям «истинно люксовые товары». А большее падение ощутили продавцы товаров, которые только позиционируются как предметы роскоши.
«Могу сказать, что красноярский рынок настоящих люксовых вещей в кризис и не падал. Многие с этими словами не согласятся, будут говорить, что в 2009 г. дорогие вещи не пользовались спросом и т.д. Но, на самом деле, такое мнение будут выражать продавцы так называемых „псевдолюксовых“ вещей, — поясняет г-н Филипский.
— Спрос на предметы роскоши, которые действительно не каждый богатый человек может себе позволить, остался прежним. Осенью 2009 г. рынок не просел, он приостановился. Мы ощутили это на своей компании. Клиенты просто стали тщательнее присматриваться к покупкам, но в итоге все равно принимали решения и в январе-феврале начинали оформлять заказы на дорогой интерьер, мебель и т.д.». По словам эксперта, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Объем продаж растет и близится к докризисным показателям.
Представители других компаний относятся к ситуации более негативно. Многие говорят — в кризис произошло столь глубокое падение продаж, что пришлось сменить люксовый ассортимент на более дешевый.
Так, в магазине «Дикая орхидея», специализирующемся на продаже люксового нижнего белья, пояснили ДЕЛА.ru, что в связи с кризисом магазин переориентировал ассортимент на покупателей со средним и ниже среднего уровнем достатка.
Магазин «Пеликан», который ранее продавал аксессуары и обувь уровня люкс, также поменял направление. «Мы сейчас товары класса люкс не продаем. Скорее наоборот, переходим на недорогой ассортимент. Это связано с тем, что спрос на люксовые товары сильно сократился», — пояснил ДЕЛА.ru продавец магазина.
Прошлый год, по словам владельца сети магазинов, торгующих аксессуарами, сумками и обувью класса люкс, был тяжелым не для всей отрасли. Более всего в премиуме пострадал одежный и обувной ритейл. Спрос упал в среднем на 20–40%.
«Сейчас, хоть мы и наблюдаем оживление спроса, утверждать, что красноярский рынок уже восстановился, еще рано. Интерес к люксовым вещам есть, но покупательская способность осталась на прежнем уровне, поэтому объемы продаж недостаточны. На примере своего предприятия скажу, кризис ударил очень чувствительно. Мы были вынуждены немного пересмотреть линейку ассортимента, сделав акцент на менее дорогих вещах, начали работать на более широкий спектр покупателей, чем раньше, — комментирует ДЕЛА.ru бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным.
— Надежду на то, что через какое-то время рынок все-таки восстановится, вселяет одно — людям сейчас свободней стали давать кредиты. Думаю, именно с этим связано оживление спроса на машины, квартиры и т.д. Но, повторюсь, до наших товаров эта активность пока в достаточной степени не дошла».
По словам Виктора Филипского, возможности для роста у красноярского рынка люксовых товаров есть. «Люди начали привыкать к качественным и дорогим вещам. Грамотность потребителя растет. Все чаще встречаются заказчики, которые стремятся разобраться, за что они собираются заплатить деньги. И в итоге выбирают более дорогие, но и более качественные вещи. Думаю, в обозримом будущем это приведет к росту числа заказчиков и объема продаж», — резюмировал он.