Минэкономразвития обратило внимание Правительства на негативную практику контрольно-надзорной деятельности гос- и муниципальных учреждений в России
Практику осуществления контрольно-надзорной деятельности государственными и муниципальными учреждениями следует оценивать как негативную. Об этом сообщается во внесенном Министерством экономического развития РФ в Правительство РФ докладе «Об исполнении полномочий по государственному контролю (надзору), муниципальному контролю государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями».
В Департаменте развития малого и среднего предпринимательства РФ, представители которого являются авторами документа, уточнили, что доклад является продолжением Доклада «О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации».
Темой подготовленного в Минэкономразвития документа стали актуальные проблемы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации подведомственными государственными и муниципальными учреждениями, говорится в сообщении министерства.
Доклад затрагивает наиболее серьезные с точки зрения баланса контрольных полномочий случаи – самостоятельное осуществление организациями, подведомственными публичным органам, контрольных функций.
В ходе исследования, проведенного Минэкономразвития России, выявлены наиболее существенные проблемы правового регулирования в указанной сфере, а также предложен комплекс мероприятий, реализация которых позволит создать предпосылки для системного изменения ситуации связанной с осуществлением контрольно-надзорных полномочий государственными и муниципальными учреждениями и делегированием им указанных полномочий органами государственной власти.
Структура документа включает в себя основные части: Нормативно-правовое регулирование осуществления контроля государственными учреждениями; Сферы осуществления контроля государственными и муниципальными учреждениями; Обзор правоприменительной практики осуществления функций государственного контроля (надзора), муниципального контроля подведомственными государственными и муниципальными учреждениями.
В резюме доклада под названием «Предложения Минэкономразвития России» отмечается: «Практику осуществления контрольно-надзорной деятельности государственными и муниципальными учреждениями следует оценивать как негативную по следующим причинам. Во-первых, Закон № 294-ФЗ регламентирует контрольно-надзорную деятельность только органов государственной власти и органов местного самоуправления. Следовательно, на контрольно-надзорные мероприятия, осуществляемые учреждениями, не распространяются требования установленные данным законом… Во-вторых, как правило, контрольными функциями наделяются учреждения, осуществляющие коммерческие функции в соответствующей сфере. В результате полномочия по контролю могут быть использованы для увеличения собственного дохода учреждения…».
Первое, по мнению авторов документа, означает то, что в отношении таких проверок «не действуют ограничения по основаниям плановых и внеплановых проверок, периодичности, продолжительности, порядку подготовки и проведения проверки (согласование в органах прокуратуры, оформление результатов проверки) и иные меры, направленные на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Следствием второго фактора является то, что «по результатам проверочных мероприятий поднадзорному субъекту будут навязаны те или иные услуги данного учреждения. Возможна и обратная ситуация, когда получение услуги в учреждении уменьшает степень вероятности или глубины проверки в будущем».
В-третьих, обращают внимание в Минэкономразвития, сотрудники учреждений являются не государственными служащими, а работниками, осуществляющими деятельность по трудовому договору. «Следовательно, на деятельность сотрудников учреждений не распространяется действие законодательства о государственной службе: например, на них не возлагаются обязанности государственных служащих, отсутствует институт урегулирования конфликтов интересов, отсутствует обязанность предоставлять сведения о доходах и т.д.». Это означает фактическую возможность для различных злоупотреблений полномочиями.
Авторы доклада предлагаю два основных варианта разрешения проблемы.
«I вариант заключается в том, чтобы распространить действие Закона № 294-ФЗ на контрольно-надзорную деятельность учреждений. При этом по общему правилу 66 подведомственные публичным органам предприятия и учреждения не вправе осуществлять контроль за исключением случаев, прямо указанных в законе…».
«II вариант – установление безусловного запрета на осуществление контроля подведомственными организациями с передачей необходимых для их осуществления численности персонала и денежных средств на уровень органа власти, а также неуклонном пресечении практики наделения контрольно-надзорными полномочиями государственных и муниципальных учреждений…».
Первый вариант, по оценкам министерства, проще в реализации, в то время как вариант требует значительных временных и финансовых затрат, затрат экспертных усилий, а также необходимости согласованных действий ведомств, в чьем ведении находятся соответствующие учреждения.
Полностью с текстом доклада - в том числе обзором наиболее типичной правоприменительной практики в профильной сфере, а также предложениями Минэкономразвития России по всем ключевым вопросам сложившейся ситуации - можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России.