В 2011 году появится региональная сеть поддержки экспорта
В среду начал работу международный форум «Интеграция российского бизнеса в мировое экономическое пространство как стратегия повышения конкурентоспособности». Данное мероприятие проводится в рамках Всемирной недели предпринимательства, в которой принимают участие 101 страна мира с 15 по 22 ноября.
Организаторами форума выступили Министерство экономического развития Российской Федерации, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и Российская бизнес-инновационная сеть Gate2RuBIN. В качестве со-организаторов – ТПП РФ, ОПОРА РОССИИ, Госдума Федерального Собрания РФ и Московская ассоциация предпринимателей. Главная цель форума – поиск эффективных мер, позволяющих малым предприятиям выйти на новые рынки и успешно развивать экспортную деятельность.
Председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков напомнил, что в рамках последних встреч президента России Дмитрия Медведева и президента США Барака Обамы подчеркивалась важность развития сектора малого бизнеса. В связи с этим была поставлена глобальная задача увеличить экспорт между двумя странами в два раза. В сентябре в Вашингтоне состоялась встреча между руководителем Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Андреем Шаровым и главой Управления по делам малого предпринимательства США (Small Business Administration) Карен Г.Миллз (Karen G. Mills). По итогам этой встречи была сформирована президентская комиссия и заключен меморандум о сотрудничестве между Департаментом развития малого среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ и Управлением по делам малого предпринимательства США.
На поддержку экспортеров выделены 2 млрд руб.
В продолжение темы заместитель директора Департаментом развития малого среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова сообщила, что в рамках международного направления развития малого бизнеса отношения с США сейчас являются приоритетными. В настоящее время Минэкономразвития разрабатывает программу содействия экспорту на 2011 год. Именно поэтому особенно важно услышать мнение предпринимателей о том, какие меры поддержки им необходимы со стороны государства. На финансирование данной программы выделены 2 млрд. руб. Причем, средства поступят в регионы уже с декабря этого года. Эти средства будут направлены на компенсацию процентной ставки по кредитам, расходов на участие в международных выставках и ярмарках, затрат на получение патентов или сертификатов и на разработку торговых образцов, а также юридическую защиту интеллектуальных прав за рубежом. На данном этапе государство заинтересовано как в увеличении объемов торгового оборота, так и в росте числа предприятий-экспортеров. Например, сейчас из 5,6 млн российских малых компаний только 23 тысячи являются экспортерами.
По словам Натальи Ларионовой, в 2011 году будет создана сеть центров поддержки экспорта в 20-ти наиболее активных регионах. «Создавая эту сеть, мы будем ориентироваться на мнение предпринимателей о тех услугах и формах поддержки, которые им необходимы для развития экспортной деятельности», - резюмировала она. При этом председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков подчеркнул, что важно, чтобы данные центры в своей работе ориентировались «не на процесс, а на результат».
В свою очередь Джон МакКаслин, советник – посланник по торговым вопросам, представляющий Торговое представительство США в РФ, рассказал о том, как в США поддерживают экспортно-ориентированные малые компании на примере деятельности Торгового представительства США. Приоритетными являются два направления:
- Первое, это проведение исследований различных секторов российского рынка и предоставление актуальной информации американским предпринимателям о возможностях экспорта.
- Второе, содействие в поиске потенциальных партнеров в России и практическая помощь в организации встреч, а также создание рабочей сети контактов.
«Отличительная черта малого бизнеса – нехватка времени у руководителей малых компаний, так как они работают 24 часа в сутки. Поэтому мы экономим им и время, и деньги», - заключил он.
Преодолеть «экспортофобию»
Заместитель руководителя департамента внешнеэкономической деятельности Администрации Краснодарского края Петр Бобрий рассказал об опыте края по развитию экспорта малых и средних предприятий. По его словам, несмотря на то, что Краснодарский край занимает первое место по объемам экспорта в ЮФО, структура экспорта на 80% состоит из сырья. «Согласно проводившимся опросам, многие предприятия края заинтересованы в выходе на внешние рынки и даже имеют для этого потенциальные возможности, но испытывают «экспортофобию», - сказал он.
По оценке замруководителя департамента внешнеэкономической деятельности Администрации Краснодарского края, есть две проблемы – отсутствие информации о рынках других стран и квалифицированных кадров на самих предприятиях, которые могли бы вести экспортную деятельность и знали бы иностранные языки. «Большинство предприятий, в том числе лидеры местного рынка, - сельскохозяйственные и расположены в сельской местности», - пояснил он. Кроме того, есть сложности при взаимодействии с таможенными и налоговыми органами, например, по возврату НДС. Не говоря уже о том, что сами предприятия слабо взаимодействую друг с другом. Для решения этих проблем была создана Ассоциация экспортеров и импортеров Кубани, в которой сейчас пока 26 членов. В ближайших планах создание инфраструктуры для сотрудничества компаний, исследования зарубежных рынков и стимулирование инвестиционной активности.