Ждут отдачи
В рамках ежегодного проекта "PEOPLE INVESTOR: компании, инвестирующие в людей" Ассоциация Менеджеров провела исследование среди российских компаний крупного и среднего бизнеса. В фокусе исследования - особенности управления человеческими ресурсами, взаимодействия с деловыми партнерами и клиентами, развития местных сообществ. В опросе приняли участие 50 компаний.
Результаты исследования показывают, что в условиях кризиса компании-лидеры смогли не только сохранить инвестиции в развитие персонала, но и стремились к повышению важности этого направления внутри компании, поскольку стали осознавать, что сотрудники - ее ключевой актив. Большинство компаний проводили различные мероприятия, специально направленные на развитие человеческих ресурсов, повышение мотивации, рост эффективности работы с сотрудниками с целью максимизации вложенных в данное направление инвестиций. На эти цели только за прошлый год опрошенные в ходе исследования компании выделили в общей сложности примерно 220 млн рублей.
Отношения с деловыми партнерами и клиентами компании тоже стали выстраивать по-другому. Теперь финансовые вложения в программы по этому направлению рассматриваются как долгосрочные инвестиции, способствующие не только установлению длительных отношений, основанных на открытости и доверии, но и приносящие непосредственную финансовую отдачу в виде объемов продаж. Инвестиции, надо сказать, немалые: на программы по взаимодействию с деловыми партнерами и клиентами участники исследования потратили в общей сложности порядка 190 млн рублей.
Результаты исследования также показывают, что в условиях кризиса первостепенное внимание компании стали уделять улучшению качества товаров и услуг, повышению стандартов обслуживания, стремясь за счет этого достичь конечной цели - максимального удовлетворения запросов клиентов и деловых партнеров.
Еще один интересный вывод: в условиях кризиса направление социальных инвестиций в развитие местных сообществ, под которым подразумевается обустройство территории присутствия компании и улучшение качества жизни проживающих на этой территории людей, сохранило свою значимость для компаний. Прежде всего стоит отметить разницу объемов финансирования этих программ по сравнению с программами обучения и развития сотрудников, выстраивания отношений с партнерами и клиентами: если в последнем случае мы говорим о сотнях миллионов рублей, то в первом - о нескольких миллиардах.
Что касается особенностей социальных программ, то есть основания полагать, что кризис заставил компании более рационально смотреть на их реализацию. Это сказалось на более четком обосновании выбора конкретных направлений этих программ и большей связи со стратегическими задачами компаний, нацеленных в первую очередь на превращение нематериальных активов компании в ее дополнительное конкурентное преимущество.