Президентский совет предложил поправки в ГК РФ, в т.ч. по изменению корпоративного законодательства
Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил новую редакцию Гражданского кодекса РФ. На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ опубликованы разделы проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, разрабатываемого в рамках исполнения Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании гражданского законодательства». Подготовке документа предшествовала разработанная Советом Концепция развития гражданского законодательства. Поправки к ГК РФ, по сообщению ВАС РФ, вносятся в целях дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства РФ, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений; отражения в ГК опыта его применения и толкования судом; сближения положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Евросоюза. Также среди целей внесения поправок является использование в гражданском законодательстве РФ новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран; поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах - участниках СНГ, а также обеспечение стабильности гражданского законодательства России. Пока к обсуждению предлагаются обновленные редакции I, III и VI разделов ГК РФ, касающиеся, в частности, общих положений, общей части обязательственного права, международное частное права. Редакции II и VII частей ГК РФ, регулирующих сферы о праве собственности, интеллектуальной собственности и т.п., будут опубликованы на сайте ВАС РФ позже. По данным газеты «Ведомости», главе государства планируется представить законопроект до конца этого года. Как пишет издание, изменения касаются в основном первой части ГК — она была принята в 1994 г. и отстает от современных отношений. В том числе проект закона ужесточает правила работы российских компаний. По данным газеты, поправки вносятся почти в каждую статью трех разделов ГК, в том числе в части уточнения норм о создании новых компаний. «Вводится понятие публичных АО, акции которых обращаются на бирже. Для них устанавливаются более жесткие правила — например, четверть членов совета директоров должны быть независимыми. Кроме того, могут радикально вырасти требования по размеру уставного капитала: в 50 раз до 500 000 руб. — для ООО, в 500 раз до 5 млн руб. — для непубличных АО (заменят ЗАО), а для публичных — в 1000 раз до 100 млн руб. Оплачивать капитал можно будет только деньгами, в том числе три четверти — при регистрации». Также проектом закона предусматривается передача полномочий по регистрации юридических лиц и ведение соответствующего реестра от Федеральной налоговой службы органам юстиции. При этом вводится новое основание для отказа в регистрации предприятия - несоответствие устава нормам законодательства, - что, по мнению опрошенных газетой экспертов, означает полную правовую экспертизу уставных документов. Эти поправки направлены на ужесточение «антирейдерского» законодательства, а также противодействие регистрации фирм-«однодневок». Между тем, по мнению директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ивана Осколкова, повышение размеров уставного капитала для «схемотехников 500 000 руб. не деньги, а вот для многих добросовестных предпринимателей сумма может оказаться неподъемной». По мнению главы профильного департамента, вход в бизнес должен быть предельно простым и дешевым. В свою очередь, в комментарии газете вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин обратил внимание на то, что в связи с предлагаемыми нормами альтернативой ООО для малого бизнеса останется только регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, которые, как известно, отвечают по долгам уже всем своим личным имуществом. В ближайшее время на портале ОПОРЫ РОССИИ будет опубликована экспертная позиция организации по предлагаемым законодательным инициативам. См. Проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1,3,4) в разделе "Правовое регулирование" либо в приложении к материалу