Руководство Центрального рынка объяснило, на что тратит деньги
В конфликтную ситуацию между предпринимателями с Центрального рынка и управляющей компанией "Деловой центр" вмешалась мэрия Барнаула. По распоряжению и. о. главы администрации города Игоря Савинцева 17 ноября была организована встреча сторон. Гендиректор "Делового центра" Любовь Жукова впервые открыто представила позицию компании: рынок себя не окупает, понизить арендную плату нет возможности. Коммерсанты, несмотря на представленные цифры и на то, что до 2012 года рынок может закрыться, отказались от предложения торговать на других площадках, настаивая на снижении аренды.
"Это устаревшая, старомодная форма торговли и, я бы даже сказал, в некоторых случаях унижающая человеческое достоинство, — говорил о базаре г-н Шеляков. — В Барнауле в 2010 году было сдано в эксплуатацию порядка 30 тыс. кв. метров торговых помещений. В будущем году запланирована сдача еще 60 тыс. кв. метров, а в 2012-м — 48 тыс. кв. метров. Обеспеченность населения торговыми площадями в Барнауле на 28% выше установленного норматива".
Убытки и долги
Любовь Жукова выразила недоумение по поводу того, что коммерсанты начали требовать снижения арендной платы только сейчас, хотя ее повышение произошло еще в мае. "Вы ссылаетесь на экономический кризис, но он начался еще в 2008 году. И с тех пор, до 2010 года, мы не повышали арендную плату. Вне зависимости от того, кризис у нас или нет, мы снижаем плату за место на январь и февраль", — сказала она. И констатировала, что расходы рынка растут из-за повышения тарифов на коммунальные услуги и переоценки кадастровой стоимости земли. А зимой прошлого года наблюдалось существенное недополучение прибыли из-за сильных морозов — многие коммерсанты не стали снимать в аренду торговые места.
Антон Мартыненко, который давно торгует на рынке, попросил г-жу Жукову назвать конкретные цифры и статьи расходов на содержание комплекса. В ответ она сообщила, что в среднем расходы рынка с учетом здания и прилегающей территории составляют 3,5 млн. рублей в месяц. А доходы — порядка 2,7 млн. рублей. При этом имеется задолженность в размере 10 млн. рублей. Не окупает себя и здание рынка. На его содержание тратится более 2 млн. рублей в месяц, а доходы от аренды — всего 924 тыс. рублей. И коэффициент полезного использования здания — не более 30%.
"Объект этот строился 25 лет назад. Кто его строил, почему этот проект был одобрен для Сибири, мне непонятно. Здание стеклянное, проходы огромные, а торговые площади сведены до минимума", — сказала Любовь Жукова. А г-н Шеляков добавил, что в то время, когда здание передавалось в аренду, земельный участок рядом с ним был специально отдан под торговые места, чтобы компенсировать затраты.
Не верим!
Предпринимателей с рынка эти доводы не убедили. Они говорили, что не понимают, как обслуживание 2 кв. м. может стоить 10 тыс. рублей. Тем более что киоски управляющая компания не красит, снег не вывозит, асфальт не ремонтирует. "Прошлой зимой я две недели приходила и жаловалась старшему контролеру рынка на то, что у меня рядом с киоском куча снега, — возмущалась предпринимательница Светлана Константинова. — На следующий день после моего обращения эту кучу просто перенесли на три киоска вперед. Вот и все ваши затраты".
По словам другого арендатораНадежды Скопинцевой, после проведения на рынке ремонтных работ рядом с ее киоском не заделали дыру в асфальте. И теперь грузчик каждый раз, попадая в нее колесом тележки, роняет мешок с товаром — детскими игрушками. От этого они портятся. "Я за свой счет покрасила киоск, — сказала она, — каждое утро убираю мусор. Зачем я вам плачу 10 тыс. рублей в месяц?"
"Полностью киоски мы действительно не красили, — согласился старший контролер рынка Александр Чижиков. — Но крыши-то, вы вспомните, мы красили год назад. Осенью у многих организаций, с которыми мы заключаем договоры, почему-то пропадает желание работать. То у них трактор ломается, то КамАЗ. У меня скопилась целая стопка докладных от сотрудника, который отвечает за содержание рынка. Вам, г-жа Константинова, кучу снега только отодвинули, потому что не пришел трактор, у него сломался ковш. Зато деньги все требуют в конце месяца".
В ответ на это объяснение предприниматели предложили поменять управляющую компанию рынка на ту, которая бы могла рационально расходовать средства. "Если мы будем по 100 тыс. рублей тратить на перенос снега на три метра, то тогда, конечно, никаких денег не хватит", — сказал Антон Мартыненко.
Сибиряк мороза не боится
На встрече также присутствовали представители "Сельхозрынка" и рынка на пр. Космонавтов. Они предложили коммерсантам торговые площади по более выгодной цене. "Сегодня у нас незанято 2,3 тыс. кв. м торговых площадей. Это 150–160 рабочих мест, — сказал Сергей Бешенев, директор управляющей компании "Сельхозрынок". — Стоимость аренды — 230 рублей за квадратный метр в месяц. Все подсобные помещения, горячая вода, охрана есть, лифты работают. Зимой в торговых залах тепло. И как бы тяжело не было, рынок себя окупает".
Виктория Гусарова, начальник коммерческой службы рынка на пр. Космонавтов, сказала, что места есть только на улице: "Стоимость аренды — от 465 до 610 рублей за квадратный метр в зависимости от ряда. В апреле ожидается окончание строительства большого продуктового зала. Поэтому у нас освободится более 5 тыс. кв. метров".
Сменить место торговли предпринимателям посоветовал и Валерий Фоменко, директор агентства "Миэль-недвижимость". "Сейчас вы можете снять достойное торговое место по выгодной цене. Пока еще можно разговаривать с арендодателем с позиции покупателя. А весной, когда все побегут решать свои проблемы с арендой площадей, цены вырастут из-за увеличения спроса", — пояснял он. Еще одно предложение поступило от председателя краевой профсоюзной организации "Торговое единство" Веры Ленской. Она считает, что коммерсантам с рынка необходимо объединиться в профсоюз, пройти обучение, чтобы эффективно отстаивать свои интересы и разговаривать с властью и арендодателями на одном языке.
Антон Мартыненко сказал, что недоволен итогами встречи: "Ни городская власть, ни руководство рынка нас не услышали. Теперь мы надеемся, что нас примет губернатор". Разочарованной покидала зал и Любовь Жукова. По ее словам, она так и не поняла, почему недовольство стоимостью аренды было высказано только сейчас. Руководитель "Делового центра" не исключает, что здесь есть "политический момент": "Кто-то заинтересован в том, чтобы в городе не было порядка".
Все — под крышу
Из № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30 декабря 2006 года (статья 24, пункт 3):
"С 1 января 2010 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается".
Согласно поправкам, внесенным в эту статью 17 июля 2009 года, в таких городах, как Барнаул (столица региона, численность населения более 500 тыс. человек), данное правило вступает в силу с 1 января 2012 года.
Справка
Некоторые расходы Центрального рынка:
90 т.р. - уборка территории
56 т.р. - вывоз твердых бытовых отходов, снега
405 т.р. - аренда земли
10 т.р. - аренда движимого имущества
1,8 т.р. - промывка канализации
466 т.р. - ЕНВД
15 т.р. - расходы на ГСМ для трактора