Россияне ожидают более высокий уровень инфляции, чем Минфин, Минэкономразвития и Банк России
Слово "инфляция" прочно вошло в нашу жизнь. Его употребляют и политики, комментируя положение дел в российской экономике, и простые люди, рассуждая о собственном благосостоянии, пишет subscribe.ru.
Согласно последним расчетам Минэкономразвития России, инфляция в 2010 году составит 7-8%. По расчетам Минфина рост потребительских цен по итогам года может достичь 8,2%, а по расчетам Банка России верхняя планка годовой инфляции в текущем году составит 8,5%. Всемирный банк повысил прогноз по инфляции в РФ на 2010 год до 8-9%.
"Народный" прогноз ожидаемого в 2010 году уровня инфляции, который составлен по результатам проведенного информационным каналом Subscribe.ru опроса более 1800 российских интернет-пользователей, рисует менее оптимистическую картину.
Если официальный уровень инфляции, то есть тот, который будет объявлен Федеральной службой государственной статистики, 58% опрошенных ожидают в интервале 7-9%, то реальный уровень инфляции, с учетом наблюдаемых изменений цен на основные продукты, товары и услуги, будет соответствовать этому официальному уровню по мнению лишь 30% опрошенных, а 57% респондентов считают, что он превысит 9%.
Основной причиной завышенных ожиданий уровня инфляции в 2010 году является наблюдаемый респондентами рост цен на основные продукты, товары и услуги. Абсолютное большинство опрошенных (88%) отметили, что за последний месяц (октябрь) эти цены в целом выросли и в оставшееся до конца 2010 года время продолжат свой рост.
Наиболее ощутимо на бюджетах российских интернет-пользователей сказался рост цен на крупы и макаронные изделия (57% отметили этот рост как ощутимый для себя), молоко и молочную продукцию (50%), сахар (46%), яйца (46%), электричество и услуги ЖКХ (41%), мясо и птицу (42%), плодоовощную продукцию (41%), бензин (34%), медикаменты (32%), одежду и обувь (30%), рыбу и морепродукты (31%), растительное масло (31%), хлеб и хлебобулочные изделия (29%). Несколько в меньшей степени респондентами был отмечен рост цен на медицинские услуги (22%), алкогольные напитки (20%), бытовые услуги (19%), услуги пассажирского транспорта (18%), строительные материалы (17%), услуги образования (15%), моющие и чистящие средства (14%), электротовары и другие бытовые приборы (13%). Сколь-нибудь заметного снижения цен по какой-либо категории товаров и услуг участники опроса не отметили.
Примерно половина (52%) опрошенных российских пользователей интернета считают, что сегодня российское правительство недостаточно эффективно борется с инфляцией, а 36% утверждают, что оно вообще не предпринимает никаких действий. Однако, должна ли борьба с инфляцией быть главной задачей экономической политики государства? Мнения российских пользователей интернета на сей счет разделились: 46% опрошенных считают ее главной задачей правительства, а 41% полагают, что существуют более важные задачи экономической политики, чем борьба с инфляцией. Борьба с инфляцией для большинства российских интернет-пользователей является сугубо личным делом. Только 9% опрошенных сообщили, что не предпринимают никаких действий, чтобы избежать последствий инфляции. Около 47% опрошенных стремятся больше работать, ищут дополнительные заработки, а около 41% стараются экономить на всем, не покупать лишнего. Около 19% стараются не держать наличных денег, хранить их на депозите в банке, а еще 19% вообще не делают сбережений, все расходуют, совершая покупки впрок. Не более 7% в целях сохранения средств переводят рубли в иностранную валюту, а 6% занимаются предпринимательством, инвестициями в бизнес.