Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О пользе неудач в бизнесе

О пользе неудач в бизнесе

Парадоксальная идея о том, что “неудача – это хорошо” стала неотъемлемой частью американской предпринимательской культуры. По статистике, 7 из 10 стартапов терпят неудачу, но в США все 10 человек, которые начали компанию, считаются предпринимателями, вне зависимости от того, каков был результат. Чему можно научиться на собственных и чужих ошибках, и как не опустить руки после провала?

“В разрушении есть особая ценность. Все наши ошибки уничтожаются, и мы получаем шанс начать заново и сделать все иначе”. Эти знаменитые слова Томас Эдисон произнес, узнав о том, что его лаборатория и фабрика полностью сгорели. Эдисон провел более 1000 неудачных экспериментов перед тем, как создал лампу накаливания. Когда его спросили о том, как он пережил столько провалов, он ответил, что никогда не считал это неудачными экспериментами, просто лампа оказалась изобретением, для создания которого потребовалось пройти 1000 этапов. Другой великий предприниматель, Генри Форд, считал, что “предпринимательский гений – это опыт, не дар или талант, а плод опыта, накопленного за жизнь”.

Стоит признать, что опыт редко бывает положительным, а значит неудачи – это ступеньки, которые необходимо пройти, чтобы достичь успеха. Дэвид Бьюик, создатель одноименного автомобиля, говорил, что прошел через множество неудачных попыток сделать что-нибудь великое, и долгое время оставался никому неизвестным. Когда он прославился, то понял, насколько неверно люди понимают успех. Они не принимали в расчет его предыдущего пути и считали его счастливчиком, любимцем судьбы, в то время как “успех – это не чудо, не дело одной ночи”.

«Культура провала»

Парадоксальная идея о том, что “неудача – это хорошо” стала неотъемлемой частью американской предпринимательской культуры. По статистике, 7 из 10 стартапов терпят неудачу, но в США все 10 человек, которые начали компанию, считаются предпринимателями, вне зависимости от того, каков был результат. Их ценят за то, что они попытались сделать что-то реальное, за упрямство и настойчивость. Инвесторы “вознаграждают” их за неудачи, оценивая само наличие track record, а не ее качество. “Проиграть пару раз – это нормальная, здоровая вещь для человека, который хочет что-то изменить. Предприниматель всегда создает нечто новое, и люди не обязательно будут готовы принять это, ведь никто, на самом деле, не любит перемен,” – говорит инвестор Роджер Ли.

Сделать ошибку не страшно, а естественно. Умный человек проверяет на практике свои теории и таким способом ищет верное решение. А вот повторить ошибку – это уже признак глупости. Ошибка – это возможность понять что-то новое, это самое эффективное обучение, это столкновение реальности и твоих представлений о ней. “Поэтому так важно проводить посмертный анализ произошедшей неудачи: что пошло не так? как я могу использовать этот опыт в будущем?”, - пишет предприниматель Рейнор Бенафлор.

Чему могут научить ошибки?

Недавно на Techcrunch Moscow выступал человек, который является живым примером того, что теория о “пользе провалов” работает. Мортен Люнд – один из самых ярких европейских предпринимателей, бизнес-ангел, который за свои 38 лет успел проинвестировать 88 стартапов. Про себя он говорит: “Если мы по каким-то причинам оказались вечером в одном баре, то утром вы, вероятно, проснетесь с 50 тысячами на счету, которые я вложил в вашу дурацкую идею”. Среди таких случайных инвестиций была компания Scype, которая на выходе принесла ему миллионы. Однако Люнд интересен не столько своими успехами, сколько “великими неудачами”. Два раза он оказывался банкротом с долгами в несколько сот миллионов долларов и оба раза находил способ снова встать на ноги. И главное, он не стесняется рассказывать о своих провалах и даже в некоторой степени гордиться ими: “Если бы не они, я бы ничему не научился в жизни и бизнесе. Главное, я понял, как отличать главное от второстепенного”.

“Первой моей ошибкой было отсутствие фокуса”, – говорит Люнд. Он работал со многими компаниями сразу, иногда давал деньги какому-то проекту и просто забывал об этом. Ему было легче начать что-то новое, чем заниматься каким-то делом постоянно. “Компании умирали, потому что я давал им только деньги и не уделял им внимания. Я не мог выбрать и сфокусироваться на одном”. Теперь у Люнда две компании, которыми он целенаправленно занимается. Сделать это ему помог внимательный взгляд на себя. Он задал себе ряд вопросов: что ему интересно? что для него важно? в какой области он хотел бы изменить мир?

Второй ошибкой было то, что он недооценивал роль команды для создания компании. Теперь Люнд считает, что умение собрать вокруг себя талантливых, трудолюбивых, людей – самый важный фактор успеха компании. “Хорошие люди могут добиться успеха и со слабой идеей, плохие не добьются его и с самой лучшей”. Работников нужно ценить, никогда не жалеть на них денег, потому что они – главная ценность компании. “Если будете платить бананами – придется работать с обезьянами”.

По мнению Люнда, предприниматель должен быть упрямым, полным страстей, быть готовым принимать всю ответственность на себя. “Очень важна уверенность в себе. В плохие и хорошие дни надо следить за тем, чтобы мысли ваши были позитивны, потому что именно они формируют окружающую вас реальность”. Не меньшее значение имеет готовность рисковать: “Чем безумнее риск, тем больше вы можете получить на выходе”. Из двух дорог Люнд советует всегда выбирать ту, по которой еще никто не ходил, ничего не бояться, не принимать ошибки близко к сердцу, а упрямо продолжать идти вперед.

“Все очень просто, но не обязательно легко”, - так Люнд объясняет еще один свой принцип. Он предостерегает предпринимателей от излишней серьезности, дотошного анализа, больших стратегических планов. Планы должны быть определены ясно, коротко и четко. Вы всегда должны понимать, откуда будут приходить деньги. “Бизнес это просто: я даю тебе то, что тебе нужно – ты мне за это платишь. Однако нельзя читать бизнес, как книгу, в нем нет ничего, что будет стопроцентно работать. Никто, кроме вас не напишет ее. Мой главный совет: делайте все по-своему”.


Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости