Актуальные проблемы малого бизнеса обсудили на круглых столах
VIII Форум малого предпринимательства закончился, но мы продолжаем оценивать его работу и знакомить наших читателей с наиболее яркими мероприятиями. К таковым, без сомнения, можно отнести круглые столы, посвященные актуальным проблемам малого бизнеса.
На круглом столе «Перспективы развития малого бизнеса в ЖКХ Санкт-Петербурга», модератором которого выступил Андрей Обрядин, руководитель комиссии по ЖКХ Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга участники отметили, что надежды предпринимателей на создание конкурентных условий для работы в ЖКХ не оправдались. Поэтому развитие малого бизнеса в этом секторе экономики города не получило широкого распространения.
По мнению предпринимателей, одной из основных проблем, сдерживающих активное вхождение малого бизнеса в сферу ЖКХ, является полное отсутствие мотивации руководителей подавляющего большинства государственных органов, глав администраций районов, органов государственного надзора на привлечение в ЖКХ предприятий малого бизнеса и создание для них равных условий. А так же сохраняющаяся практика субсидирования предприятий ЖКХ и система тарифного регулирования стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Главы администраций не мотивированы на увеличение малых предприятий ЖКХ в их районе. Более того, при распределении средств капитального ремонта, субсидий на уборку снега или, например, рабочих по очистке кровель, малые частные предприятия обходят стороной. Малым предпринимателям приходится нести огромные дополнительные затраты, чтобы конкурировать в таких неравных условиях.
Некоторые руководители государственных органов вообще не считают малый бизнес достойным партнёром в решении тех или иных задач. Так Общественный Совет по малому предпринимательству неоднократно предлагал Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству ещё летом 2010 года заранее определиться с участками, на которых могли бы работать малые предприниматели. Однако все предложения были Комитетом проигнорированы. Когда же выпал обильный снег и Комитет обратился за срочной помощью, уже сами предприниматели не стали реагировать на призывы «в пожарном порядке» выделить людей и технику.
Существенным препятствием для работы малого бизнеса в ЖКХ Санкт-Петербурга является установленный порядок расчётов за жилищно-коммунальные услуги для нанимателей. В нарушение требований ст.155 ЖК РФ наниматели Санкт-Петербурга оплачивают услуги по содержанию дома не напрямую управляющей организации, а через ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». При этом, районные жилищные агентства, как представители собственника-наймодателя не несут ответственности за неплатежи населения.
Таким образом, существующая система отношений руководителей государственных органов и структур к малому бизнесу в ЖКХ, система тарифного регулирования, система взаиморасчётов с энергоснабжающими организациями, система расчётов с нанимателями жилищного фонда, бездействие прокуратуры по пресечению нарушений прав юридических лиц должностными лицами органов государственного контроля, а так же отсутствие продуманной информационной политики в жилищной сфере не способствуют созданию условий для развития малого предпринимательства в ЖКХ Санкт-Петербурга.
Резолюция круглого стола «Перспективы развития малого бизнеса в ЖКХ Санкт-Петербурга» (проект):
1. Для создания мотивации руководителей районов и глав муниципальных образований ввести в качестве одного из критериев оценки работы органа исполнительной власти показатели количества управляющих организаций на один миллион квадратных метров жилищного фонда, а так же показатель количества ЖСК и ТСЖ на один миллион квадратных метров жилищного фонда.
2. Обратиться к Губернатору Санкт-Петербурга с просьбой дать поручение Жилищному комитету с 01 января 2011 года обеспечить сбор платы за наём жилого помещения по отдельным квитанциям.
3. Рекомендовать Комитету по тарифам Администрации Санкт-Петербурга ввести в состав тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций агентское вознаграждение для управляющих компаний и ТСЖ, которое бы непосредственно переводилось от предприятия-монополиста управляющей организации. При формировании и принятии новых тарифов на коммунальные услуги предприятий-монополистов предусматривать составляющую на компенсацию управленческих расходов (агентского вознаграждения управляющих организаций) не менее 10% от основного тарифа, так как сегодня управляющая компания обеспечивает начисление, сбор средств и работу с неплательщиками бесплатно, что приводит к убыткам, либо заключение прямых договоров ресурсоснабжающих организаций с конечным потребителем, либо установление другого тарифа для управляющей организации (как это было в Санкт-Петербурге по ХВС и канализованию с 2003 по 2006 год) или составляющая управляющей организации в тарифе для конечного потребителя.
4. Просить Прокурора города обратить особое внимание на нарушения органами государственного контроля в сфере ЖКХ Закона «О защите прав юридических лиц» № 294-ФЗ. Обеспечить открытость информации о конкретном должностном лице, отвечающем за прокурорский надзор в сфере защиты прав юридических лиц.
5. Направить данную резолюцию в адрес Губернатора Санкт-Петербурга, Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Прокурора Санкт-Петербурга, Председателя Жилищного комитета Администрации Санкт-Петербурга, Председателя Комитета по тарифам Администрации Санкт-Петербурга, Глав районных администраций, Глав муниципальных образований, руководителей ресурсоснабжающих организаций, СМИ.
На круглом столе «Малый производственный бизнес, перспективы развития. Кластерные инициативы малого бизнеса» (модераторы: Владимир Крылов Владимир, генеральный директор ООО «Поли-НОМ» и Максим Юдкин, заместитель генерального директора ООО «Мезон») участники и гости Форума обсудили состояние малого производственного бизнеса Санкт-Петербурга.
Малые производственные предприятия Санкт-Петербурга платят ежегодно налоги на миллиарды рублей. На малых производственных предприятиях работает более 100 тысяч специалистов, заинтересованных в гарантированных рабочих местах. А гарантией стабильности и развития рабочих мест может быть только право собственности на занимаемые производственные площади. Это проблема номер один, с которой сталкиваются производственники.
Обсудив наиболее острые вопросы, участники круглого стола предложили включить в резолюцию Форума следующие позиции:
1. На базе частно-государственного партнерства наметить создание сети технопарков для предприятий родственных профилей деятельности.
2. Создать промышленные кластеры из состоявшихся малых производственных предприятий, используя незадействованные площади отдельных предприятий, расположенных в существующих и подлежащих сносу промзонах для создания высокотехнологичных, экологически чистых производств для получения продукции с высокой добавленной стоимостью.
3. На примере Финляндии использовать опыт ЕС в реализации программ создания технопарков и кластеров.
4. Исключить затратные показатели из критериев инновационной деятельности.
Не остались без внимания и вопросы кредитования малого бизнеса. Круглый стол «Обеспечение доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков. Сплошная среда финансовой поддержки инновационного малого и среднего предпринимательства» был организован Владимиром Джиковичем, Президентом Ассоциации банков Северо-Запада. Со-ведущим круглого стола выступил Михаил Курицын, исполнительный директор «Фонда содействия кредитованию малого бизнеса» - организации, об эффективности которой упоминала в своем докладе Губернатор города.
На мероприятии в числе обсуждаемых были следующие вопросы:
1. Инструменты финансовой поддержки малых предприятий.
2. Особенности кредитования инновационных предприятий малого и среднего бизнеса».
3. Новая модель обслуживания малого и среднего бизнеса. Практика кредитования в 2010 году.
Помимо предпринимателей, в дискуссии приняли участие и представители «Номос-банка», ОАО «Промсвязьбанка», ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО АКБ «РОСБанка» и других кредитных организаций.
Резолюция круглого стола «Механизмы финансирования малого и среднего бизнеса» предложено включить (проект):
Рекомендовать Правительству Санкт-Петербурга:
1.1. Увеличить срок поручительства, предоставляемого по кредиту на пополнение оборотных средств субъектам малого предпринимательства, основной вид деятельности которых классифицируется в соответствии с кодами ОКВЭД классов 50.1, 50.3-50.5, 51.1-51.7, 52.1-52.6 (оптовая и розничная торговля), до 36 месяцев.
1.2. Увеличить максимальный объем поручительства, предоставляемого по кредиту на пополнение оборотных средств субъектам малого предпринимательства, основной вид деятельности которых классифицируется в соответствии с кодами ОКВЭД классов 50.1, 50.3-50.5, 51.1-51.7, 52.1-52.6 (оптовая и розничная торговля) до 50% от суммы кредита и процентов за пользование кредитом в течение 3 месяцев, но не более 10 млн. рублей.
1.3. Обеспечить возможность предоставления поручительства по банковским гарантиям и договорам лизинга.
1.4. Увеличить сумму займа по программе микрофинансирования Фонда до 1 млн. рублей.
1.5. Увеличить срок предоставления займа по программе микрофинансирования Фонда до 2 лет.
1.6. Увеличить бюджет на цели субсидирования процентной ставки и комиссионного вознаграждения по кредитам в рамках Специальной программы «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства».
1.7. Внести предложение в Комитет экономического развития, промышленной политике и торговли о проведении мероприятий по освещению отдельных форм кредитования малого и среднего бизнеса на 2011 год.
1.8. Внести изменения в налоговое законодательство по снижению налогового бремени для МСБ после получения кредитов.
1.9. Развивать программы повышения финансовой грамотности предпринимателей.
Рекомендовать финансово-кредитным организациям Санкт-Петербурга:
2.1. Усилить информационно-консультационную поддержку действующих программ кредитования малого и среднего бизнеса.
2.2. Рекомендовать банковскому сообществу привлекать общественные предпринимательские объединения Санкт-Петербурга к разработке новых программ кредитования и информированию о действующих программах.
2.3. Предложить коммерческим банкам – участникам круглого стола работу по разработке специальных программ кредитования под государственный заказ, государственные контракты и выкуп помещений, принять меры по расширению программ кредитования под залог автотранспортных средств и недвижимости.
2.4. Разработать специальные условия в рамках действующих программ кредитования МСБ учитывающих специфику малых производственных предприятий.
Рекомендовать предпринимательскому сообществу Санкт-Петербурга:
3.1. Повысить качество учета, позволяющего оперативно получить необходимую информацию о состоянии бизнеса для принятия управленческих решений.
3.2. Активнее использовать возможности объединений предпринимателей, Общественного Совета по поддержке малого бизнеса для реализации предложений по развитию финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса.
Рекомендовать общественным объединениям предпринимателей Санкт-Петербурга:
1. Организовывать семинары, курсы по повышению финансовой грамотности субъектов малого и среднего бизнеса и подготовке кредитных брокеров как эффективных посредников между предприятиями и банками.
2. Принять участие в разработке программ повышения финансовой грамотности населения в электронных СМИ, и в частности на новом телеканале «Санкт-Петербург» (ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию»)
3. Усилить информационную поддержку МСБ по доступности к финансовым ресурсам.
4. Рекомендовать Общественному Совету по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга провести серию мероприятий через районные общественные советы по широкому освещению программ кредитования малого бизнеса, а так же о возможностях и формах получения финансовой поддержки.