Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Букинистические магазины: современный бизнес на старинных книгах

Букинистические магазины: современный бизнес на старинных книгах

В Москве сейчас меньше десяти хороших букинистических магазинов, в Петербурге – меньше пяти. Однако «войти» в этот бизнес не так легко: для этого нужны не только финансы, но и практически энциклопедические знания. Из чего складывается букинистический бизнес, и насколько он актуален в эпоху глобального цифрового контента?

Что такое современная массовая книга в большинстве случаев? Это новые издания в мягкой обложке, которые удобно носить в сумках и сумочках, которые не жалко запачкать, порвать, выбросить. Они напечатаны на дешевой газетной бумаге. Их можно купить по доступным ценам везде – в крупных и мелких книжных магазинах, в палатках в переходах и возле станций метро.

Но есть специфические книги и специфический спрос на них. Например, мне довелось быть свидетелем следующей сцены в одном из букинистических магазинов Москвы:

- Карл Маркс есть?

- Да, вроде оставался один томик, – и продавщица подошла к одной из полок, заставленной книжным наследием эпохи борьбы за светлое будущее. – Только первый том «Капитала», последний - быстро разбирают.

Женщина протянула покупателю неплохо сохранившуюся книгу в синей обложке, на которой красовались надписи: «Капитал. Карл Маркс. Том первый. СОЦЭКГИЗ. 1931». Желтые страницы, где-то мелькают подчеркнутые красным карандашом формулы. Особо бросились в глаза цифры напротив слова «тираж»: 25000. Книга, вышедшая небольшим по советским меркам тиражом, которой почти 80 лет, сохранилась почти в идеальном состоянии. И стоила…. 200 рублей. Подобные издания в обычных книжных магазинах и палатках не встретишь. В Москве сейчас меньше десяти хороших букинистических магазинов, в Петербурге – меньше пяти. Как строится букинистический бизнес, и насколько он актуален в эпоху глобального цифрового контента?

Аспекты букинистического бизнеса

Вытеснят ли электронные книги привычные нам печатные издания? На этот счет у каждого свое мнение. «Сейчас компьютеры, Интернет. Нажал одну кнопку – прочел Толстого, нажал другую – Достоевского. Есть люди, которым важен сам процесс чтения, точнее, эстетическое удовольствие от него. Им важна сама книга: полиграфия, иллюстрации, гравюры. Никакой компьютер это не сможет передать. Это невозможно. Поэтому плеяда книжников – библиофилов есть и будет. Это плеяда известных коллекционеров-книжников здесь в Москве, у которых хорошие библиотеки, и им есть чем гордиться. Книга – это книга, хорошо, что есть люди, которые читают их по-настоящему», - убежден продавец в антикварно-букинистическом салоне «Лавка книголюба» на Трубной Игорь Калашьян. С позиции человека, много лет проработавшего в букинистическом бизнесе, Игорь Калашьян рассказывает о его составляющих компонентах:

«Спрос:

Спросом у покупателей пользуются, в основном, те книги, которые представляют определенный исторический и культурный интерес: по истории, философии, религии, вся русская классика. До революции, к слову, существовали отдельные переплетные школы: могут быть переплеты из кожи, или же отделанные сусальным золотом. Это отдельная нива, интерес к которой до сих пор не угас.

Критерии оценки книг и ценообразования:

Каждая книга оценивается индивидуально, в зависимости от сохранности. У нее должен быть титул, она должна иметь товарный вид: странички и переплет в целости. Библиотечные печати на книгах просто исключаются, кто знает, из каких фондов они ушли. С такими экземплярами лучше вообще не связываться. Бывают исключения. Например, с печатями библиотек царских времен можно брать. Цена зависит от внешнего вида книги, от того насколько эта книга раритетная, малотиражная, а также «труднодоставаемая».

Процедура продажи книги:

Пришел человек, сдал книгу по цене, которая устраивает и его, и магазин, ему выписывают квитанцию, в случае продажи взимается комиссия, в каждом букинисте – своя. Отношения должны строиться на принципе взаимовыгоды: ни продавец, ни букинист не должны ничем рисковать. Все должно быть легально.

Клиенты:

Клиентами букинистических магазинов являются книголюбы и коллекционеры. Про последних отдельный разговор. Это богатые люди, иногда очень богатые. Кто-то просто ищет отдельные экземпляры, кто-то подбирает красивые корешки на полку, а кто-то собирает книги на определенную тематику, представляющую для него определенный интерес. Книги стоят по-разному: и десять, и тридцать, а иногда и сотни тысяч рублей. Как за хорошую новую иномарку. Но хорошая книга растет в цене с каждым годом, это отличное капиталовложение.

Как начать свой бизнес:

В Москве сейчас и так достаточно букинистических магазинов, которым очень много лет и которые упорно держат свою нишу, своих клиентов. Речь идет о качественных магазинах. Начинать бизнес в этом деле будет очень трудно, почти невозможно. Для этого надо быть очень крутым человеком. Крутым не только в финансовом плане, а в том, что надо очень хорошо разбираться в этой теме и любить ее».


Материал подготовил Павел

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости