Сомнительный бизнес
Европейский клубный футбол поставил рекорд по убыткам
Европейские футбольные клубы завершили 2009 год с убытком. Такие сведения содержатся в третьем отчете УЕФА о лицензировании европейских клубов. По данным аудиторов и экспертов, работавших на европейских футбольных чиновников, 56 процентов команд в позапрошлом году понесли потери. Главной причиной убытков стали запредельные зарплаты игроков, в среднем составившие почти две трети всех клубных расходов.
Хотя в 2009 году во всем мире бушевал финансовый кризис, приведший к резкому падению доходов (а вместе с ними и затрат) большинства компаний, европейский футбол эта беда почти не затронула. Согласно данным УЕФА, рост клубной выручки за год составил 4,8 процента и достиг очередного рекорда - 11,7 миллиарда евро. Однако эти успехи на коммерческом поприще были омрачены неприятной статистикой по расходам. Последние увеличились на девять с лишним процентов, составив 12,9 миллиарда евро. Таким образом, рекорд был установлен и по суммарному дефициту - 1,2 миллиарда.
Ситуация усложняется тем, что значительная часть клубов уже находится в глубокой долговой яме. Даже в Англии, где футбол традиционно считается видом бизнеса, долги большинства команд растут в геометрической прогрессии, чего о прибылях сказать никак нельзя. Для одного из некогда крепких середняков премьер-лиги, "Портсмута", в сезоне 2009/10 все закончилось трагически - клуб обанкротился и оказался дивизионом ниже.
Схожая ситуация наблюдается и в других футбольных державах континента. Причем, как правило, чем более именит и могуществен тот или иной клуб, тем более мрачно выглядят его бухгалтерские книги. Ни для кого не являются секретом долги "Реала" в сотни миллионов евро, а главный конкурент королевского клуба, "Барселона", в прошлом году не имела средств на выплату зарплат игрокам и была вынуждена брать экстренный кредит.
О том, как обстоит ситуация в России, лучше вообще не упоминать. В нашей стране футбольные клубы в большинстве своем денег практически не зарабатывают и вынуждены полагаться на милость доброго хозяина или, того хуже, регионального бюджета. В 2010 году все это привело к фактической ликвидации ФК "Москва" буквально за месяц до начала сезона, а в текущем судьбу "Москвы", скорее всего, разделят сразу две команды - "Амкар" и "Сатурн".
Пришедший к власти в УЕФА в 2006 году Мишель Платини обратил внимание на тревожные тенденции практически сразу. Через некоторое время он вместе с чиновниками УЕФА разработал программу ежегодного аудита, а затем и выступил с логичным предложением - клубы должны быть финансово состоятельными и тратить ровно столько, сколько зарабатывают.
В 2009 году Платини обрушился с критикой на английский "Манчестер Сити", чей новый хозяин, арабский шейх Хальдун аль-Мубарак, предложил выкупить трансфер бразильца Кака за 100 миллионов фунтов. Президент УЕФА назвал эту сумму "бредовой", намекнув, что в условиях неограниченной подпитки клубов владельцами "свободный рынок" в этой сфере пора сворачивать.
"Манчестер Сити", к слову, является просто олицетворением того зла, которое мечтает изжить Платини. Данный клуб деньги просто не считает и, имея скромные по сравнению с другими футбольными грандами "трудовые" доходы, швыряется многомиллионными суммами направо и налево. Верхом этого безумия стало подписание летом 2009 года контракта с ивуарийским полузащитником Яя Туре, который в "МС" стал получать почти 900 тысяч фунтов в месяц, не считая бонусов. Такая зарплата рекордной не является, но и Туре - всего лишь хороший добротный футболист, а отнюдь не суперзвезда. Подобные расценки приводят к неизбежной гонке зарплат, конец которой неизбежен - тотальный крах всего футбольного хозяйства ведущих стран Европы.
Конечно, большинство европейских клубов не имеют в числе своих хозяев шейхов-миллиардеров. Однако, судя по данным аудита ФИФА, вести жизнь не по средствам им это не мешает. Более половины команд являются убыточными, а 73 клуба тратили на зарплаты игрокам и тренерам более 100 процентов своих доходов.
Как показывает практика, чаще всего разница между доходами и расходами покрывается либо за счет перечислений владельцев, либо, что случается гораздо чаще - за счет кредитов. Учитывая, что кредитные ставки сейчас в Европе весьма высоки, положение дел в большинстве команд быстро ухудшается, ведь с каждым годом им придется тратить все больше и больше средств на погашение долгов.
УЕФА разрабатывало несколько вариантов борьбы с транжирством клубов. В частности, рассматривался вариант потолка зарплат по примеру профессиональных спортивных лиг Северной Америки. Однако это предложение оказалось нереализуемым из-за колоссальных различий в доходах и расходах футбольных клубов из разных европейских стран.
В 2009 году были приняты новые предложения, суть которых свелась к тому, что доходы и расходы клубов должны примерно совпадать. Правила начнут работу только с сезона 2014/2015 годов, а пока УЕФА будет тщательно мониторить ситуацию и предупреждать тех, кто слишком увлекся тратами. В итоге все клубы, имеющие бюджет более 5 миллионов евро, будут ограничены в праве на дефицит, объем которого не должен будет превышать 45 миллионов евро за три года - и то, при условии, что эта сумма будет выделяться акционерами.
Впоследствии предполагается планомерно сокращать этот разрыв - к 2019 году он уже не сможет превышать 30 миллионов евро. В итоге все клубы должны будут выйти на самоокупаемость и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.
Судя по приведенным УЕФА данным за 2009 год, УЕФА взяла на себя чрезвычайно амбициозную задачу. Однако деваться некуда - если стремительный взлет расходов не обуздать, европейский клубный футбол может стать очередным финансовым пузырем. Если он лопнет, плохо станет не только игрокам и болельщикам, но и всей экономике ЕС, в которой футбольная индустрия сейчас составляет значительную часть.