В шаге от продуктов
Сети магазинов шаговой доступности, которые активно запускались в Красноярске в прошлом году, могут по своим позициям стать альтернативой крупным торговым сетям.
Цены на продукты питания в них на 10-40% ниже, чем в супер- и гипермаркетах, что в связи с недавним ростом цен на продукты добавляет павильонам популярности. Руководители магазинов шаговой доступности считают, что формат уже доказал свою эффективность.
На прошлой неделе в виду резкого повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия (см. «С новыми ценами!») мэр Красноярска Петр Пимашков пообещал увеличить количество продуктовых магазинов «шаговой доступности» в городе. По его словам, количество торговых точек, которых сейчас насчитывается в городе около 180, должно увеличиться на 15-18 %.
Аналогичное заявление сделал и министр сельского хозяйства и продовольственной политики края Леонид Шорохов. Он сообщил, что в планах ведомства в 2011 г. увеличить количество продовольственных павильонов, торгующих местными товарами, на 300 точек, после чего их общее число по краю превысит 900 единиц.
Напомним, сети шаговой доступности возникли в крае в рамках программы поддержки местных сельхозпроизводителей. Весной 2010 г. в Красноярске стартовал первый проект, который поддержали местные власти — «Чистые Луга», а осенью второй — «Губернский прилавок» (см. подр. «Магазины — рукой подать»).
Тогда чиновники заявляли, что оба проекта будут иметь обширную географию присутствия и большое количество торговых точек, как в городе, так и в крае. На деле получилось немного иначе.
Компании, заявлявшие о масштабных планах по созданию сетей павильонов, заметно эти планы сократили. Причины — долгие процессы согласования подключения с энергетическими компаниями и получения земельных участков на строительство новых точек.
Так, например, ООО «Губернский прилавок» (компания развивает одноименную сеть магазинов шаговой доступности), которое ранее обещало к концу 2011 г. сеть из 300 павильонов на территории региона, теперь говорит о 40 магазинах на территории Красноярска.
«На данный момент у нас запущен первый магазин на ул. Павлова (павильон открылся в ноябре). В планах в начале февраля открыть еще одну точку на ул. Весны. Также в ближайшие месяцы готовимся запустить еще 4 павильона в Красноярске, земельные участки на них уже выданы, — рассказывает ДЕЛА.ru заместитель генерального директора по развитию ООО «Губернский прилавок» Надежда Упорова.
— В планах компании в этом году открыть около 40 павильонов, но это будет зависеть от быстроты оформления земельных участков. Как показала практика, этот процесс требует много времени. Также не менее затратным по времени является согласование подключения торгового павильона к электросетям. Сам процесс подключения происходит быстро, а вот согласование требует подписания большого числа документов».
Компания «Чистые луга» в плане увеличения сети оказалась успешней торговой марки «Губернский прилавок». Первые павильоны под этой вывеской появились в городе в марте 2010 г. На данный момент сеть насчитывает 30 торговых точек. Однако и эта сеть отстает от обещанного графика развития.
«Городской администрации мы обещали открыть 57 торговых мест и получили на них разрешение. Но, к сожалению, некоторые земельные участки, разрешения на которые мы получили, по нашему мнению, не имеют торговой перспективы, соответственно, там мы открывать павильоны не будем, — комментирует ДЕЛА.ru генеральный директор сети магазинов шаговой доступности «Чистые луга» (ООО «Моменталь») Андрей Козиков.
— В 2011 г. мы нарастим сеть до 50 торговых точек. Так, только на январь у нас запланировано открытие трех новых павильонов».
Наиболее крупный представитель этого формата — компания «Свежие продукты» (ГК «Сибирская губерния»). Первые магазины этой сети в регионе появились весной 2009 г. (см. подр. «Торговая сеть первой свежести»), сейчас компания насчитывает 72 торговых точки в крае.
«Проект создания собственной сети магазинов оправдал наши ожидания и доказал свою эффективность. В плане развития сети на 2011 г. закрытие 5 нерентабельных магазинов и открытие в Красноярске и крае 28 новых точек. Планируем открывать не только магазины, но и отделы в магазинах и супермаркетах», — пояснила ДЕЛА.ru заместитель управляющего директора торговой сети «Свежие продукты» Любовь Дедюк.
По словам руководителей магазинов шаговой доступности, данный формат торговли красноярские покупатели приняли на «ура». Товарооборот в некоторых магазинах таков, что приходится по несколько раз в день осуществлять завоз свежих продуктов.
«В наших магазинах всегда очереди. Потребитель выбирает нас, доказывая это и объемом покупок, и их постоянством. Судя по работе нашего первого павильона, магазины шаговой доступности как формат могут составить конкуренцию крупным магазинам и супермаркетам», — поясняет Надежда Упорова.
Успех магазинов предприниматели связывают в первую очередь с низкими ценами и гарантированно качественной продукцией. Ассортимент стандартного магазина шаговой доступности составляют 100-110 наименований, подавляющее большинство товаров произведено красноярскими сельхозпредприятиями.
«Низкие цены формируются благодаря отсутствию посредников. 95% ассортимента в наших магазинах занимает продукция собственного производства (овощи, молоко, мясо).
Мы практически продаем товар по оптовым ценам, с минимальной наценкой. Цены в зависимости от позиции на 15% ниже, чем в супермаркетах. Например, булка хлеба стоит 10 руб. 80 коп, — рассказывает Андрей Козиков. — Объем продаж нас устраивает. Например, завоз того же хлеба в магазины шаговой доступности производится три раза в день. Люди все раскупают».
«На продукцию собственного производства цены в наших магазинах ниже, чем в супермаркетах на 15-20% (курица, мясо птицы, яйцо, хлеб, хлебобулочные изделия, молоко), на продукцию других производителей (бакалейные и кондитерские товары) тоже заметно ниже, — рассказывает ДЕЛА.ru Любовь Дедюк.
— Доля в товарообороте собственной продукции составляет 65-70%. Продажи идут хорошо, в 40% магазинов завоз продуктов происходит два раза в день, в остальные ежедневно».
Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что магазины шаговой доступности в связи с увеличением цен на продукты питания могут по своим позициям стать альтернативой супермаркетам и магазинам.
Некоторые участники рынка уже отметили интересную тенденцию. Число покупателей в январе значительно увеличилось, в павильоны начали ходить люди среднего достатка, ранее предпочитавшие посещать крупные торговые сети.
«В новом году в нашей сети произошло резкое увеличение товарооборота. Мы связываем это с перераспределением покупательского спроса, люди начали выбирать продукцию по более низкой цене. Ближайшие месяцы покажут, имеет этот тренд временный характер или постоянный», — рассказала Любовь Дедюк.