«Трагедия - не повод для спекуляций»
Сегодня в «Доме предпринимателя» состоялось расширенное заседание Комиссии по ЖКХ Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, посвященное анализу проблем, связанных с уборкой снега, приведшей к трагическим последствиям.
В мероприятии приняли участие: Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга; Андрей Обрядин, председатель Комиссии по ЖКХ Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга; Евгений Пургин, эксперт комиссии по ЖКХ Общественного Совета, руководители управляющих компаний города и представители СМИ.
Открывая заседание, Елена Церетели отметила, что было запланировано проведение традиционного заседания комиссии ЖКХ, однако случившаяся трагедия – гибель ребенка и возникшая вокруг этого события политическая спекуляция – стали причинами для приглашения на мероприятие представителей СМИ.
«Произошла страшная беда, с которой невозможно смириться – погиб ребенок. Безусловно, виновные должны быть наказаны. Однако спекуляция на смерти ребенка в политических целях, не выдерживает никакой критики.
Безусловно, в сфере ЖКХ существуют серьезные проблемы, и о них мы будем сегодня говорить, но именно Губернатор города поддержала и поддерживает все инициативы Общественного Совета, направленные на реформирование ЖКХ и на расширение доступа в данную сферу предприятий малого бизнеса. Почему этот процесс идет столь тяжело? Причин много. Сказывается и несовершенство действующего законодательства, и плохая работа исполнителей и тех специалистов, кто отвечает за эту работу на уровне профильных комитетов, и районов, и, конечно же, непрофессионализм целого ряда управляющих компаний, многие из которых получили сотни домов в управление, сменив статус «Жилконторы» на «ООО».
Летом на очередном заседании Общественного Совета с участием Губернатора, Валентина Ивановна поручила профильным комитетам рассмотреть, и поддержать предложения Совета, направленные, в том числе, на более эффективную работу по уборке снега с привлечением малых предприятий. И что же? За две недели до того, как выпал снег, мы пригласили на расширенное заседание комиссии по ЖКХ Общественного Совета представителей КБДХ, и поинтересовались, будет ли в текущем году увеличено число подрядных организации, занимающихся уборкой дорог и тротуаров? Оказывается, цифра осталось прежней - 10 компаний на весь город. И тогда Советом был составлен реестр из 30 организаций, готовых по первому звонку включиться в работу. Но когда наступил «час пик», ни в одну организацию из нашего списка не позвонили. Это и есть конкретная «иллюстрация» работы на местах».
Андрей Обрядин в своем выступлении отметил, что ЖКХ – сложный механизм, в котором очень тяжело что-то изменить. И, тем не менее, за последние полтора года при поддержке Губернатора города появилось немало распоряжений, касающихся изменения законодательства в сфере ЖКХ. Например, были изменены Правила подготовки к отопительному сезону.
- Проблема с уборкой снега возникает уже второй год. Но за это время ни одна из политических партий этим не озаботилась, не выработала своих предложений, не выступила с какими-то инициативами. И вот теперь, дождавшись, когда случилась трагедия с ребенком, погибшим от упавшей сосульки, мы видим, как активизировались все партии, до этого спавшие мертвым сном и попытались сыграть на этом, с целью повысить свой рейтинг среди избирателей. Организуются митинги, акции, в которых содержатся призывы к свержению власти. Но опять-таки мы не слышим никаких конструктивных предложений.
В Законодательном собрании города есть Комиссия по ЖКХ, но ее представители ни разу не появлялись на наших заседаниях и не выступали с какими-либо инициативами.
Я считаю, что на данный момент наша главная задача не устраивать митинги и не участвовать в грязных политических играх, а помогать действующей власти решать возникшие проблемы.
Нам необходимо сделать рынок ЖКХ конкурентоспособным.
Евгений Пургин, продолжая разговор, подчеркнул, что некачественная уборка снега – это одна из многочисленных проблем ЖКХ. Именно поэтому и решать ее необходимо комплексно.
- Мы всегда ждем, когда что-то случиться, а потом начинаем искать «козла отпущения». Сначала «виновными» в некачественной уборке улиц и тротуаров считали управляющие компании, потом еще кого-то, а сейчас дошли до руководства города. И никто не хочет задуматься над тем, что если сложный механизм не работает, то что-то в нем неправильно.
Мы хотим строить рынок. И для этого уже есть условия – сформирована нормативная база, регулирующая жилищное законодательство. Но, тем не менее, система не работает. И в первую очередь, из-за того, что нет соответствующего финансового инструмента.
Во всем мире система работает просто: сколько услуги стоят, столько за них и платят. У нас же все наоборот. Услуги стоят столько-то, а население платит столько-то.
По мнению Евгения Пургина для преодоления существующих проблем:
- необходимо увеличить количество участников рынка;
- информировать население о том, что за качественные услуги необходимо платить;
- необходимо сформировать институт государственных гарантий;
- в качестве одного из критериев оценки работы районных администраций необходимо предусмотреть рост числа малых предприятий в сфере ЖКХ;
- рекомендовать Комитету по тарифам Администрации Санкт-Петербурга ввести в состав тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций агентское вознаграждение для управляющих компаний и ТСЖ, которое бы непосредственно переводилось от предприятия-монополиста управляющей организации. При формировании и принятии новых тарифов на коммунальные услуги предприятий-монополистов предусматривать составляющую на компенсацию управленческих расходов (агентского вознаграждения управляющих организаций) не менее 10% от основного тарифа, так как сегодня управляющая компания обеспечивает начисление, сбор средств и работу с неплательщиками бесплатно, что приводит к убыткам, либо заключение прямых договоров ресурсоснабжающих организаций с конечным потребителем, либо установление другого тарифа для управляющей организации (как это было в Санкт-Петербурге по ХВС и канализованию с 2003 по 2006 год) или составляющая управляющей организации в тарифе для конечного потребителя.
Эти и другие предложения войдут в итоговую Резолюцию, состоявшегося мероприятия и будут направлены Правительству Санкт-Петербурга.