Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Место внутренней торговли в российской экономике

Место внутренней торговли в российской экономике

Торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции: по итогам 2009 года доля торговли в валовой добавленной стоимости, созданной в экономике России, составила 19,7% (6747,6 млрд руб.). Торговля обеспечивает около 10% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (в 2009 году — 627,5 млрд руб.).

Торговая отрасль — лидер среди отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в сфере торговли (оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) — около 12 млн человек, или 17,7% от всего занятого населения страны.

Основной задачей государства в указанной сфере является создание условий для развития товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).

 

Оценка последствий 2009 и итогов 2010 годов

Мировой финансовый кризис, повлекший за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, отразился на снижении объема розничного товарооборота. В 2009 году он составил 14 602,5 млрд руб., что в товарной массе на 5,5% меньше, чем в 2008 году. Следствием падения товарооборота стало снижение рентабельности торговой отрасли, свертывание инвестиционных программ, приостановка строительства новых торговых объектов.

Стабилизировать ситуацию в торговой отрасли помогло участие Правительства Российской Федерации, в том числе представителей Минпромторга России, в диалоге предприятий торговли с банковским сектором. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации как профильное ведомство комплексно подошло к развитию торговой отрасли в России.

Вместе с тем, ключевыми проблемами отрасли в 2010 году явились:

  • Недостаточный уровень развития инфраструктуры, в том числе неразвитая логистическая система, низкий уровень обеспеченности населения торговыми площадями;
  • Неравномерное развитие торговли в разрезе субъектов Российской Федерации, наличие дефицита торговых объектов в отдаленных населенных пунктах;
  • Наличие административных барьеров в отрасли, в том числе со стороны региональных органов власти, препятствующих входу на рынок и ведению предпринимательской деятельности (в том числе для малого бизнеса), развитию межрегиональной торговли;
  • Значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров в торговой отрасли.

При этом в 2010 году в результате постепенного восстановления потребительского спроса на фоне роста доходов населения, увеличения потребительского кредитования, улучшения внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры отмечается рост оборота розничной торговли: по итогам января — октября 2010 года оборот розничной торговли увеличился на 4,4% по отношению к соответствующему периоду 2009 года.

В 2010 году отмечается замедление притока иностранных инвестиций как в целом в экономику страны, так и непосредственно в торговлю. Такая динамика обусловлена более жесткими, чем до кризиса, кредитными условиями и в целом недостаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

В январе — сентябре 2010 года в сектор оптовой и розничной торговли поступило иностранных инвестиций на сумму $8688 млн (18,3% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в экономику страны), сократившись на 46,6% к январю — сентябрю 2009 года при общем снижении объема иностранных инвестиций в экономику России на 13,2%. Основными странами — инвесторами в сферу торговли являлись Нидерланды ($2590 млн, 29,8% от общего объема иностранных инвестиций в торговлю), Германия ($1482 млн, 17,1%), Китай ($1112 млн, 12,8%), Великобритания ($610 млн, 7%).

Объем инвестиций в основной капитал в секторе оптовой и розничной торговли по итогам первого полугодия текущего года составил 46,9 млрд руб., что на 10,7% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Доля торговли в общем объеме инвестиций в основной капитал в Российской Федерации составила 2,2% (в I полугодии 2009 года — 2,1%).

По данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield Россия в 2010 году является лидером в Европе по количеству строящихся торговых площадей. В настоящее время в стране строится примерно 2,3 млн кв. м торговых площадей (в Турции и Франции, занимающих второе и третье места по объемам строительства, возводят 1,2 млн и 866 000 кв. м торговых площадей), что обусловлено возобновлением в 2010 году строительства многих объектов, замороженных в прошлом году.

Кроме того, крупные торговые сети в 2010 году проводят активную инвестиционную политику, открывая новые магазины разных форматов и продолжая экспансию в другие регионы, в том числе за счет поглощения более мелких сетевых компаний.

В условиях роста потребительских цен крайне важной стала задача развития саморегулирования на потребительском рынке, что нашло отражение в заключении соглашений между производителями сельхозпродукции, переработчиками продовольственных товаров и организациями торговли для стабилизации ситуации на продовольственном рынке. Указанная практика способствует повышению доступности товаров, развитию конкуренции в сфере торговли и формированию взаимовыгодных условий взаимодействия по всей товаропроводящей цепочке.

В части развития торговых компаний в 2010 году крупные российские продуктовые торговые сети уделяют значительное внимание развитию собственных логистических центров, осуществляя значительные вложения в строительство собственных складских помещений, так как это положительно влияет на показатели рентабельности деятельности компаний, позволяя существенно сокращать издержки на логистику. Ключевыми форматами для торговых сетей продолжают оставаться дискаунтеры и гипермаркеты. Кроме того, продуктовые торговые сети начинают развивать мини- форматы «магазинов у дома». Сети на большинстве рынков продолжают расширять линейку собственных торговых марок, цена на которые в среднем ниже, чем стоимость брендов-производителей.

 

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года

 

В 2010 году Министерством завершена подготовка проекта Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года. Разработка проекта Стратегии проводилась с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций.

В ходе разработки проекта Стратегии проведен анализ текущего состояния отрасли, который показал, что в настоящее время потребительский рынок Российской Федерации переживает стадию быстрого роста — идет активное развитие сетевой торговли и современных форматов торговли. Вместе с тем по ряду ключевых показателей Россия отстает от зарубежных стран: например, обеспеченность современными торговыми площадями, доля современных форматов в обороте торговли в среднем по России в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

Развитию торговой отрасли мешает ряд проблем, в том числе: недостаточно эффективное государственное регулирование данной отрасли, недостаточно развитая инфраструктура, дефицит кадров, проблемы развития малого бизнеса.

Целью Стратегии является максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, которая позволит снизить издержки и повысить производительность труда в отрасли.

Кроме того, создание такой инфраструктуры позволит обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства.

Развитию альтернативных каналов сбыта будут способствовать:

  • создание мелкооптовых закупочных центров в крупных городах, куда могли бы сдавать продукцию индивидуальные сельскохозяйственные производители;
  • поддержка (в первую очередь организационная) современных логистических компаний, обслуживающих отдельные магазины — в первую очередь несетевые, поскольку последние обладают самостоятельными системами логистики. Развитие современной логистики могло бы существенно повысить конкурентоспособность более мелких торговых точек, а для поставщиков — создать альтернативный канал продажи.

При этом ключевым фактором, оказывающим сдерживающее влияние на рост розничных цен, остается развитие сетевых форм торговли, особенно форматов дискаунтеров и гипермаркетов.

Для достижения данных целевых показателей необходимо решение ряда важнейших задач, а именно:

  • повышение эффективности государственного регулирования внутренней торговли;
  • развитие инфраструктуры торговли;
  • развитие торговли в малых и удаленных населенных пунктах;
  • снижение кадрового дефицита;
  • поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение необходимого уровня конкуренции;
  • стимулирование развития дистанционной торговли;
  • совершенствование традиционных форматов торговли.

 

Все мероприятия по реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации разделены на 3 этапа.

На 2011 год запланирован первый этап реализации Стратегии, нацеленный на совершенствование институциональной базы. Будет продолжен мониторинг выполнения антимонопольного и отраслевого законодательства, проведена инвентаризация торговых площадей. В 2011 году будет осуществлен ввод в эксплуатацию системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности, которая будет содержать информацию о состоянии торговли во всех российских регионах вплоть до муниципальных образований, включая статистические данные, сведения об издании региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Во время второго этапа будут реализованы меры, направленные на развитие кооперации малых и средних производителей, градостроительного планирования и зонирования.

На заключительном этапе планируется подвести промежуточные итоги выполнения Стратегии и провести необходимую корректировку плана реализации Стратегии.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости