21 января в Администрации Адмиралтейского района состоялся круглый стол «Перспективы развития и финансирования ЖКХ»
Круглый стол был организован Общественным советом по малому предпринимательству при администрации Адмиралтейского района совместно с администрацией Адмиралтейского района. Приветственным словом мероприятие открыла Юлия Алексеевна Таран, заместитель Главы администрации Адмиралтейского района.
Вел заседание круглого стола председатель Общественного Совета по малому предпринимательству Адмиралтейского района Виктор Иванович Быков.
С докладами выступили:
- Галкина Алеся Викторовна, генеральный директор ООО «Издательский дом «Консъержъ» - «Обобщение опыта финансирования работ в сфере ЖКХ, анализ информации, собранной газетой «Консъержъ»»,
- Седова Галина Михайловна, вице – президент НП «Северо-Западная ассоциация кредитных союзов» - «Использование ресурса кредитной кооперации для модернизации ЖКХ»,
- Мелкишева Анна Валерьевна, заместитель исполнительного директора НО «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса» - «Финансовая поддержка субъектов ЖКХ»,
- Быков Виктор Иванович, председатель правления НП «Союзмикрофинанс», председатель общественного совета по малому предпринимательству при администрации Адмиралтейского района – «О зарубежном опыте в области финансирования реконструкции и ремонта в системе ЖКХ».
По окончании круглого стола была принята следующая резолюция:
Проект
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола «Перспективы развития и финансирования ЖКХ»
Участники круглого стола, обсудив ситуацию по дальнейшему развитию и финансовой поддержки товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов работающих в системе ЖКХ отмечают, что рынок жилищно-комунальных услуг в СПб активно формируется и это, в свою очередь, требует создания системы финансовой поддержки ТСЖ, ЖСК.
В настоящее время финансирование проведения капитального ремонта в многоквартирных домах осуществляется за счёт «Фонда содействия реформированию ЖКХ» (далее - фонд). Однако средств фонда, выделенных государством в рамках федеральной программы по проведению капитального ремонта и расселению аварийного жилья, по экспертным оценкам, позволят отремонтировать всего 12 % жилья. В целом по РФ около миллиона многоквартирных домов нуждается в ремонте. Кроме того действующая схема финансирования поддержки ТСЖ и ЖСК в процессе эксплуатации многоквартирных домов не оставляет собственникам жилья ни малейшей надежды на повышение финансирования текущего содержания домовладения. Кредитование ТСЖ, ЖСК как сегментов рынка в настоящее время практически отсутствует. Получение банковских кредитов крайне затруднительно, так как ТСЖ и ЖСК – это некоммерческие организации, которые не обладают своим собственным ликвидным имуществом. Сотрудничество банка и ТСЖ, ЖСК возможны лишь в случае безакцентного списания средств с их счетов. Так же кредитование банков возможно при внедрении ресурсосберегающих технологий. При реконструкции и ремонте ТСЖ и ЖСК могут кредитоваться и участвовать своими денежными средствами только на уровнях софинансирования с правительством СПб.
Существующие схемы кредитования в системе ЖКХ могут быть реализованы лишь управляющими компаниями, так как у них есть стабильный и солидный финансовый поток, квалифицированные кадры, способные обслуживать долги. В отличии от них, не в каждом ТСЖ, ЖСК имеются квалифицированные сотрудники, способные оформить заявку на кредит в банке.
В настоящее время альтернативой банкам становятся кредитные потребительские кооперативы, которые действуют в соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации». Государственным регулятором их деятельности является Минфин РФ. Опыт работы данных кооперативов обобщён в Адмиралтейском районе СПб в НП «Союзмикрофинанс».
В целях повышения кредитоспособности для краткосрочного и среднесрочного кредитования ТСЖ и ЖСК предлагается сформировать «Фонд содействия ТСЖ и ЖСК Санкт-Петербурга», учредителем которого могут быть соответствующие комитеты правительства СПб. В фонд так же могут войти средства из бюджета СПб в объеме предоставляемых субсидий за счёт имущественных и земельных налогов. Право контроля расходования средств фонда предоставить ассоциациям ТСЖ и ЖСК. В перспективе «Фонд содействия ТСЖ и ЖСК Санкт-Петербурга» должен перейти на самостоятельное финансирование.
Участники круглого стола обращаются со следующими предложениями:
К губернатору Санкт-Петербурга:
1. Рассмотреть возможность создания НО «Фонд содействия ТСЖ и ЖСК Санкт-Петербурга »
2. Поручить жилищному комитету и КЭРППиТ правительства СПб разработать инфраструктуру финансовой поддержки ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний, работающих в системе ЖКХ.
К законодательному собранию Санкт-Петербурга:
Поддержать в законодательном порядке меры по финансовой поддержке субъектов, работающих в системе ЖКХ. Рассмотреть возможность законодательной инициативы внесения изменений в Жилищный кодекс, касающихся порядка выделения федеральных субвенсий бюджетам субъектов РФ на компенсации затрат ТСЖ и ЖСК по текущему содержанию домовладений.
К НО «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса»:
Рассмотреть возможность предоставления поручительств на получение кредита в банках субъектам малого предпринимательства, работающих в сфере ЖКХ при внедрении ресурсосберегающих технологий, при реконструкции и ремонте.
К общественному совету по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга:
Осуществить информационную поддержку деятельности субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере ЖКХ.
К общественному совету по малому предпринимательству при Администрации Адмиралтейского района.
1. Создать в общественном совете комиссию по развитию малого бизнеса в системе ЖКХ.
2. Рассмотреть возможность привлечения к работе комиссии экспертов из числа наиболее квалифицированных председателей ТСЖ, ЖСК, работающих в Адмиралтейском районе СПб.