«Сибтяжмаш» опять будут спасать
Деятельность завода «Сибтяжмаш» приостановлена до середины февраля. Причины банальны, у предприятия нет средств, чтобы погасить долги перед энергетиками. Вчера на заводе прошло совещание с участием представителей краевой власти и профсоюзов, в ходе которого обсуждалась дальнейшая судьба предприятия.
Денис Пашков назвал положение дел на заводе критическим, но пообещал сохранить предприятие.
ЗАО «Сибтяжмаш» уже традиционно испытывает серьезные трудности с финансами в начале года. Завод не рассчитался с энергетиками, с 28 января предприятие простаивает из-за отключения электроэнергии. Все работники (около 1,7 тыс. человек) были отправлены в вынужденные отпуска.
Сложившаяся на предприятии ситуация в первую очередь странна тем, что в прошлом году «Сибтяжмашу» краевыми властями была оказана более чем серьезная поддержка (см. «Промышленность как дырявое ведро»). За два прошлых года «Сибтяжмаш» получил из бюджета около 124 млн руб. Однако как показывает ситуация, эта поддержка оказалась малоэффективной.
Вчера руководство завода провело встречу с представителями профсоюза и министром промышленности и энергетики Денисом Пашковым.
Директор ЗАО «Сибтяжмаш» Павел Лусников рассказал чиновникам о текущей ситуации на предприятии. По его словам, на сегодняшний день завод не закрыт, а просто отключен от подачи электроэнергии. Долг перед энергетиками составляет порядка 42 млн руб. На данный момент у завода имеется два незаконченных заказа (для Магнитогорского металлургического комбината и для Богучанской ГЭС). При этом г-н Лусников заявил, люди выйдут на работу, как только заводу возобновят подачу электроэнергии. «Готовность заказов 80%, если завод будет работать, мы их выполним», — подчеркнул он.
У Дениса Пашкова объяснения руководства завода вызвали нарекания. В частности чиновника возмутило, что «Сибтяжмаш» совершенно не готов к работе в 2011 г.
«Есть замечания и даже претензии к руководителям предприятия. Мы сегодня уже живем в новом году, а у „Сибтяжмаша“ еще нет производственного плана на 2011 г., нет окончательного бюджета предприятия, — подчеркнул министр. — В прошлом году предприятие получило серьезную финансовую поддержку. Почему не был сформирован запас прочности?».
На вопрос о том, куда были потрачены полученные из краевого бюджета миллионы, Павел Лусников пояснил, что данные средства съели текущие на тот момент долги.
«Часть денег, полученных от правительства края в рамках программы поддержки тяжелого машиностроения, а именно 80 млн руб., потрачены на выплату зарплаты работникам, 30 млн руб. было выплачено энергетикам», — добавил он.
На данный момент помимо долгов перед энергетиками, «Сибтяжмаш» имеет задолженность по заработной плате. По информации председателя профсоюзов Красноярского края Олега Исянова, объем долга составляет около 18 млн руб. «Однако у нас есть уверенность, что эти долги будут погашены. Руководство „Сибтяжмаша“ заявило, что к середине февраля половина долга по заработной плате будет выплачена, а к марту закроют вторую половину», — отметил г-н Исянов.
Как выяснилось в ходе встречи, стратегии работы и развития у ЗАО «Сибтяжмаш» нет, зато проблем целый список. Павел Лусников объяснил, что помимо оборотных средств заводу не хватает и заказов.
«В металлургической промышленности существует дефицит заказов. На сегодняшний день в России тендеры в этой области практически не проводятся. Все инвестиционные программы по металлургии свернуты, остались только те, которые работают на обеспечение труб широкого диаметра для газопровода Южного и Северного потоков. По ним мы уже краны сдали», — посетовал Лусников.
Проблем заводу добавляет и то, что российские и красноярские предприятия, нуждающиеся в продукции «Сибтяжмаша», к сожалению, не готовы давать 100%-ую предоплату за свои заказы. И даже наоборот, большинство заказчиков переходят на оплату продукции по факту ее получения, что губительно сказывается на работе завода.
«Цикл производства кранов очень длителен, до трех лет (в зависимости от модификации крана), и эта особенность цикла производства создает определенные проблемы для функционирования предприятия. Завод должен иметь достаточный объем оборотных средств и это один из основных вопросов, который нужно решить в ближайшее время», — пояснил Денис Пашков.
Спасать «Сибтяжмаш» об банкротства решили комплексно, объединив усилия руководства предприятия, правительства края и союза машиностроителей. К 11 февраля завод должен разработать программу производства на 2011 г. После согласования документа с краевыми властями «Сибтяжмаш» будет запущен. Как подчеркнул Денис Пашков, у правительства края существуют определенные договоренности с энергетиками на этот счет. «Однозначно завод мы сохраним. „Сибтяжмаш“ — уникальное предприятие, на территории России больше нигде такого кранового хозяйства нет. Закрытие завода — преступление», — резюмировал министр.
В середине февраля, когда руководство «Сибтяжмаша» представит производственный план на текущий год, станут понятны не только перспективы работы предприятия, но и то, произойдет ли на заводе сокращение сотрудников.
Как уже отмечалось, штат «Сибтяжмаша» насчитывает около 1700 человек. По информации Олега Исянова, на производственную программу потребуется около 1300 сотрудников. Остальные 500 будут загружены не полностью. Пока говорить о каких-то конкретных решениях рано, но в феврале руководству предприятия и властям придется решать и эту проблему.