Еда идет через сеть
По словам руководителей красноярских интернет-магазинов, только за прошлый год количество красноярцев, предпочитающих покупать еду через интернет, увеличилось в разы. Большей популярностью пользуется сегмент готовых блюд, а не продукты из магазинов.
Темп современной жизни заставляет людей более трепетно относиться к времени, которое они тратят.
Не так давно аналитики утверждали, что продажа продуктов питания через интернет не имеет в Красноярске большого будущего и мало востребована потребителями. Представители местных торговых сетей подчеркивали, хоть данный сервис в компаниях и имеется, пользуются им единицы.
Но, как показало время, развитие интернета и рост доверия к сетевым покупкам сделали свое дело. Руководители интернет-магазинов отмечают, что объем электронной торговли продуктами питания и готовой едой в нашем городе растет с каждым месяцем.
По мнению директора службы доставки товаров «Пеликан» Николая Трегубова, рост числа активных пользователей сети увеличил и аудиторию потенциальных клиентов компаний, занимающихся продуктовой торговлей через интернет. «Благодаря социальным сетям, мобильным сервисам люди стали больше доверять дистанционным покупкам. В Красноярске розничная торговля через интернет развивается энергично. Например, в нашей компании только за 2010 г. число покупателей выросло в три раза», — рассказывает ДЕЛА.ru г-н Трегубов.
В интернет-торговле продуктами в Красноярске доминируют два вида: доставка товаров из крупных торговых сетей и продажа из собственных точек.
Крупные ритейлеры используют подобный сервис, как дополнительный канал сбыта продукции. В этом случае сайтом, системой заказов и логистикой руководит компания-посредник, которая представляет собой универсальную службу доставки, реализующую товар с минимальной наценкой.
Второй вариант, когда интернет-продажами занимается компания, имеющая под эти цели собственный склад или магазин. В первом варианте товары продаются по розничным ценам супермаркетов, во втором — по мелкооптовым ценам своего прайса.
Варианты отличаются друг от друга ассортиментом. В первом случае служба доставки нередко, помимо товаров из супермаркета, включает в список готовые блюда и комплексные обеды (из ресторанов, пиццерий и т.д.). Во втором случае клиент может заказать только продукты, входящие в ассортимент магазина, принадлежащего компании.
Основную часть постоянных клиентов, по словам участников рынка, можно разделить на две категории. В первой те, кому физически сложно ходить в магазины самостоятельно (пенсионеры, инвалиды, молодые мамы, сидящие дома с маленькими детьми и т. д.). Во второй — люди, у которых нет на это времени (бизнесмены, топ-менеджеры и пр.).
«За последнее время нашими услугами стали активнее пользоваться жители удаленных районов и близлежащих к Красноярску населенных пунктов, где нет больших магазинов с достаточным ассортиментом товаров, — говорит ДЕЛА.ru директор интернет-магазина Inshop24 Сергей Коньков. — Продукты через интернет заказывают жители Сосновоборска, Дивногорска, поселка Элита. В основном такие покупки совершают люди, у которых нет автомобиля, а ближайший супермаркет находится в нескольких километрах от дома».
Согласно стандартам работы красноярских интернет-магазинов, прием заказов осуществляется круглосуточно, но только оформив покупку до 19 часов можно получить продукты в тот же день. Время доставки уточняется при оформлении заказа.
Для доставки чаще всего интернет-магазины пользуются услугами курьерских компаний, поскольку содержание собственного автопарка весьма накладно. В среднем ценник на доставку продуктов по Красноярску составляет 100 руб., однако у каждой компании определена сумма заказа, которая позволяет не взимать эти деньги. В зависимости от компании она варьируется от 1500 до 2000 руб. Такой простой маркетинговый ход работает. По заверениям руководителей красноярских продуктовых онлайн-магазинов, средний чек покупки составляет свыше 1500-2000 руб.
«Большинство людей заказывают продукты в приличном для одного домохозяйства объеме, тратя при этом более 2000 руб. Просто для многих удобнее заказать весь список необходимых товаров сразу и на дом. Периодичность покупок таких клиентов — в среднем раз в две недели», — поясняет Сергей Коньков.
Число заказов в день посчитать трудно, Николай Трегубов называет число 50, Сергей Коньков отмечает, что заказы через интернет составляют 10% товарооборота его магазина (супермаркет с 6 тыс. наименований). При этом оба игрока согласны, что интернет-покупка продуктов по-прежнему проигрывает торговле через сеть готовой еды из ресторанов и кафе.
«В Красноярске наиболее развит сегмент онлайн-заказа японской (суши, роллы) и итальянской кухни (пицца, паста, лазанья и т.д.). Рынок сейчас переживает рост продаж в этом сегменте. Тем более что переплаты по стоимости готовых блюд нет, оплачивается только доставка, которая тоже, исходя из суммы заказа, часто становится бесплатной», — отмечает Николай Трегубов.
Рост числа онлайн-заказов подтверждают и в сетях пиццерий. Управляющий администратор сети кафе «Перцы» Юлия Емельянова в разговоре с ДЕЛА.ru отказалась назвать конкретные цифры, но отметила, что число онлайн-покупателей за последнее время заметно увеличилось.
Несмотря на растущую с каждым месяцем аудиторию, в Красноярске сегмент интернет-торговли продуктами питания не насыщен, конкуренция слабая. Впрочем, игроки не исключают, что в ближайшее время на рынок могут зайти федеральные компании.
«С проникновением интернета все больше потребителей будет переходить на дистанционные покупки. Этот сервис не только выгоден, но и экономит время. Развитие тренда налицо, но многих пока останавливает недоверие к дистанционным услугам.
Это пройдет, практика показывает, клиенты, которые обратились в компанию хотя бы раз, заказывают продукты снова и снова», — резюмирует Николай Трегубов.
Сравнивать интернет-магазины с оффлайновыми супермаркетами по объемам продаж и популярности, конечно, некорректно. Онлайн-торговля вряд ли сможет составить конкуренцию супермаркетам, да это и не нужно. Но то, что у этого рынка может быть вполне радужное в рамках его возможностей будущее, очевидно.