Красноярский авиахаб остался «прожектом», красноярский аэропорт пока нет
Авиахаба не будет. Красноярск не может обеспечить объем пассажиропотока в 4 млн человек (ориентир на 2015 г.) — сейчас ежегодно через аэропорт проходит только 1,5 млн пассажиров.
В связи с этим федерация не заинтересовалась предложением красноярских чиновников о создании хаба и не включила край в программу развития аэропортов.
Больной вопрос о красноярском аэропорте продолжительно обсуждали 8 февраля на комитете по экономической политике в Заксобрании края. Наверное, впервые разговор о судьбе предприятия был настолько откровенным.
Министр промышленности и энергетики Денис Пашков сообщил, что о создании в Красноярске авиахаба, сулившего миллиардные инвестиции от федерации, придется забыть. Красноярск элементарно не дотягивает по объему пассажиропотока.
В качестве альтернативы Пашков предложил программу развития аэропорта «Емельяново» до 2030 г. Министр сообщил, что бизнес-план проекта будет готов уже к марту 2011 г.
Первый этап модернизации аэропорта потребует 4,5 млрд руб., в такую сумму оценило министерство строительство нового терминала и начало реконструкции стоянок (или «плоскостных сооружений»). Эти деньги потребуются с 2012 г. по 2020 г. Финансовая нагрузка придется на краевой бюджет.
Председатель комитета по экономической политике Михаил Васильев заинтересовался, есть ли на примете определенный инвестор, который заменит бюджетные средства. «Как бы мы с вами не крутили, все равно этот процесс выльется в миллиардные вложения. Край в одиночку вряд ли способен это профинансировать, мы с вами знаем ситуацию с бюджетом», — развил свою мысль Васильев.
«Сегодня строится финансовая модель использования заемных средств для развития аэропорта, — ответил на это Пашков. — Заемщиком будет выступать сам аэропорт. При этом учитывая поэтапность реорганизации аэропорта, его реновация растянется до 2030 г.».
Положение дел с красноярским аэропортом вызывает множество вопросов. К примеру, ситуация с базовым перевозчиком до последнего момента была непрозрачной. На комитете стало известно — базовым перевозчиком аэропорта «Емельяново» является чартерная компания «Nord Wind», принадлежащая турецким собственникам (см. подр. «Пегас Туристик» поселил Nordwind в Красноярске»).
Вторая авиакомпания, которая, по словам Пашкова, зайдет в Красноярск весной-летом этого года — это краевая авиакомпания «Таймыр» (торговая марка «Nord Star»).
На текущий момент, по информации министерства промышленности, «Таймыр» располагает парком из 5 воздушных судов Boeing, в июне она получит еще 4 самолета Boeing и зайдет на базировку в аэропорт «Емельяново», для чего будет открыта полноценная станция техобслуживания.
Пашков оговорился, что договор с базовым перевозчиком заключается на год.
«То есть, перевозчик может в течение года исчезнуть с той же легкостью, с какой он там появился?», — спросил Васильев.
«Любой перевозчик может прийти и уйти, — ответил Пашков. — Но мы должны создать им такие условия, чтобы им выгоднее было забазироваться здесь, нежели чем в Новосибирске или Иркутске, ровно что мы сейчас и делаем».
Развивать красноярский аэропорт планируют на бюджетные краевые или заемные средства в отдаленном будущем
Серьезный разговор вели и о банкротстве ОАО «Аэропорт «Красноярск» (собственником 51% акций предприятия является краевое правительство; 49% — находятся у Александра и Бориса Абрамовичей). Пашков рассказал присутствующим длинную историю преобразований предприятия еще со времен «КрасЭйр» (см. подробнее «Денис Пашков: на аэропорт были сгружены самые тяжелые долги»). После чего заявил, что процедуру банкротства планируют завершить в течение 3 месяцев.
Кратко напомним: в данный момент в ОАО «Аэропорт «Красноярск» введена процедура конкурсного наблюдения. Процесс банкротства предприятия (убытки которого составили 540 млн руб. на конец 2010 г.) также не обошелся без скандалов, которые разгорелись непосредственно вокруг конкурсных управляющих.
Сейчас конкурсным управляющим вновь назначен Сергей Васильев. Однако судебные разбирательства по этому делу до сих пор продолжаются.
На вопрос о судьбе кадров, Пашков сообщил, что напряженности в коллективе нет: «Мы нашли общие точки, работники были переведены в аэропорт «Емельяново». На сегодня все вопросы, связанные с коллективом, решены — у нас нет никаких проблем.»
Жаркое обсуждение вызвали вопросы сервиса, что называется «наболело». Депутатов возмутило, что услуги, оказываемые службами аэропорта, постоянно сопряжены с многочасовым ожиданием.
«Сколько бы ни было у нас пассажиров — их нельзя возить, как груз, — заявил Михаил Васильев. — Нам все равно нужно вкладывать деньги в развитие аэропорта для того, чтобы поднять уровень сервиса. Люди ждут багаж по 4 часа, таможня обслуживает один рейс по 3 часа».
Пашков признал наличие проблемы, однако сообщил, что совместно с руководством таможни провели тайную проверку сотрудников, по итогу которой оказалось, что международный рейс таможенники обслужили ровно за 47 минут.
Михаил Васильев, который принес на заседание стопку распечатанных интервью г-на Пашкова, указал на распечатки и парировал: «Я не читаю обидные высказывания людей в ваш адрес. Интерес общественности к аэропорту огромен — и это понятно. Люди спрашивают, почему нас в 21 веке возят хуже, чем в 20? Уровень сервиса не изменился с прошлого века!».
Председатель комитета предложил реализовать программу по улучшению качества и увеличению скорости обслуживания пассажиропотока. «Это нужно для того, чтобы мы могли открыто сказать людям, что, допустим, в октябре багажное отделение будет выбрасывать чемоданы за 20 минут с любого рейса. Есть же стандарт, который мы с вами должны установить для нашего предприятия».
Также Васильев посоветовал Пашкову применить нестандартные методы, чтобы узнать правду о реальном сервисе:
«Денис Геннадьевич, вы можете не видеть всех этих проблем, потому что у вас другой уровень обслуживания в аэропорту. Наденьте бороду и потолкайтесь там в телогрейке — почувствуйте разницу! У нас уже замыленный глаз — аэропорт в ужасном состоянии».
После этого Михаил Васильев попросил Пашкова разработать и представить комитету нормативы обслуживания, а также представить программу развития аэропорта на ближайшие годы, с учетом инвестиций и предполагаемыми результатами.
Не вышло у Красноярска стать крупным транспортным узлом, хотя об авиационном хабе власти говорили давно и с легкостью. Так и остается Красноярск городом, который вот-вот всем покажет: вот-вот станет миллионником, вот-вот построит метро, вот-вот по четвертому мосту через Енисей пойдут пассажирские автобусы.