Госдума рассмотрит законопроект, полностью изменяющий регулирование отечественной алкогольной отрасли
Алкогольная сфера в стране является одной из самых закрытых, криминализированных и мало подконтрольных. Достаточно велика доля теневого рынка, высок процент контрафактной продукции. Из-за присутствия на рынке нелегальной продукции бюджеты всех уровней несут потери в результате уклонения от уплаты акцизов и других налогов нелегальными производителями, наблюдается высокая криминализация алкогольного бизнеса, формирующая крупнейшие нелегальные обороты неучтенных денежных средств, идущих на преступные цели.
Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых не его основе».
Виктор Звагельский отметил, что: «алкогольная сфера у нас в стране является одной из самых закрытых, криминализированных и мало подконтрольных. Достаточно велика доля теневого рынка, высок процент контрафактной продукции. Из-за присутствия на рынке нелегальной продукции бюджеты всех уровней несут потери в результате уклонения от уплаты акцизов и других налогов нелегальными производителями, наблюдается высокая криминализация алкогольного бизнеса, формирующая крупнейшие нелегальные обороты неучтенных денежных средств, идущих на преступные цели.
Наша совместная с Правительством работа над комплексом мер в сфере регулирования рынка алкогольной продукции обрела форму фундаментального законопроекта. Эта работа шла в развитие законодательных инициатив Президента по урегулированию алкогольного рынка и борьбе с алкоголизацией нации».
По словам депутата, «законопроект предлагает полностью изменить регулирование отечественной алкогольной отрасли. Ужесточатся правила лицензирования производства и оборота алкогольной продукции. Это позволит исключить «лазейки» для предприятий, которые выпускают, продают контрафактную продукцию или используют компании-однодневки для реализации подпольной продукции.
Вводится понятие минимальных и максимальных мощностей. В настоящее время имеющиеся производственные мощности организаций позволяют выработать этилового спирта намного больше, чем декларируется самими организациями и создает объективную возможность для производства неучтенной продукции.
Устанавливаются жесткие меры по лицензированию транспортировки спирта. Предлагается ввести запрет на перемещение спирта без обязательного уведомления и введение лицензирования транспортировки спирта, что позволит отследить передвижение спирта по стране. Перевозка сырья – наиболее уязвимое место в процессе производства алкоголя и отсутствие должного контроля предоставляет широкое поле деятельности для теневых структур.
Произойдут изменения и в налогообложении: предлагается введение единой ставки акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Также предлагается установление типовых правил и условий розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, введение единого порядка лицензирования и представления деклараций розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Предлагается установить ряд технических требований к безопасности при производстве алкогольной продукции, ввести унификацию форм декларации о розничной продаже алкоголя и другие меры».
Законопроект включает ряд важнейших инициатив, в числе которых: введение обязательной маркировки слабоалкогольной продукции с содержанием спирта свыше 7%, ограничение розничной продажи алкогольной продукции, в т.ч. пива, вблизи детских, образовательных и медицинских учреждений и право устанавливать субъектам РФ дополнительного ограничения времени и мест продажи алкоголя и пива и ряд других ограничений.