Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как в Минрегионе оценили возможности и риски "Алтайского Приобья"

Как в Минрегионе оценили возможности и риски "Алтайского Приобья"

Главная ценность Алтайского края — люди и земля. В нашем регионе насчитывается более 1,5 тыс. населенных пунктов, около 46% населения проживает в сельской местности, а пашенный клин на Алтае составляет 6,5 млн. гектаров. Широкий приток инвестиций в регион с таким укладом экономики может быть обеспечен только при наличии развитой инфраструктуры. Ее строительство очень дорого, без привлечения федеральных ресурсов не обойтись. Вот для чего в первую очередь был задуман проект "Алтайское Приобье".

Деньги в кубышке
 4 февраля Экспертный совет Министерства регионального развития РФ рассмотрел 12 инвестиционных проектов края, составляющих основу "Алтайского Приобья". Забегая вперед, скажем, что представители банков, инвестиционных компаний и аналитических агентств вынесли в своем заключении положительную оценку нашей заявке, хотя и вопросов задали по ней предостаточно. Причем вопросы звучали справедливые и непростые. Но прохождение такого экзамена было необходимо для дальнейшего продвижения края к средствам Инвестиционного фонда (их движение определяет как раз Минрегион) и "Внешэкономбанка" (ВЭБ). Общая стоимость всех представленных в столице проектов составляет более 100 млрд. рублей, а на строительство объектов инфраструктуры необходимо 21,4 млрд. рублей. Деньги в таком объеме и с возвратным механизмом через налоговые бюджетные поступления можно получить сегодня только в Инвестфонде. В свою очередь, ВЭБ гарантирует частным инвесторам относительно льготные кредиты.

"Для реализации инвестиционного потенциала Алтайский край должен иметь мощную инфраструктуру и мощную переработку, — заявил перед заседанием Виктор Толоконский, полномочный представитель президента в СФО. — Большинство представляемых проектов касается именно такого развития. И все они, безусловно, являются основой большой инвестиционной программы".

Главное управление экономики и инвестиций во главе с вице-губернатором Михаилом Щетининым решило следовать модной сегодня трактовке регионального развития через кластерную систему. Поэтому все 12 проектов без всяких условностей были поделены на четыре кластера: агропромышленный, биофармацевтический, топливно-энергетический и туристско-рекреационный. Ключевым в этой дюжине планов по стоимости и значению необходимо считать проект строительства "Алтайской конденсационной электростанции" (АКЭС). Кластерный подход предполагает, что вырабатываемой электроэнергией будут обеспечиваться практически все остальные проекты "Приобья". Но это далеко не единственная взаимосвязь внутри кластеров.

58 копеек за кВт/ч

Множество вариаций на тему инфраструктурных и прочих кластерных дополнений было продемонстрировано на различных примерах. Но наиболее явно — в той самой АКЭС и двух проектах по глубокой переработке зерновых.

Строительство электростанции, завязанной на Мунайском угольном разрезе, интересно в исходном варианте само по себе. В условиях, с одной стороны, явной энергодефицитности Алтайского края, а с другой — роста энергетической потребности региона значение проекта трудно переоценить. Эксперты подсчитали, что для увеличения валового регионального продукта в три с половиной раза краю необходимо нарастить энергетические мощности как минимум вдвое. Сложившийся на сегодня дефицит — около 10,5 млрд. кВт/ч в год. Около 60% необходимой электроэнергии край покупает за высокую цену.

Условия для создания АКЭС выглядят достаточно интересно. Прогнозные запасы бурого угля в Солтонском районе оцениваются в 400 млн. тонн. Лицензия на разработку месторождения (на 180 млн. тонн) уже получена инвестором. В настоящее время годовое потребление угля в крае приближается к отметке 6,7 млн. тонн, причем 98% ввозится из-за пределов края. Если инвестиционный проект будет реализован, то себестоимость 1 киловатта электроэнергии составит 58 копеек. Расчетная окупаемость проекта — около 12 лет. Однако проблема заключается в том, что расходы на строительство объектов инфраструктуры заложены колоссальные — 17,3 млрд. рублей. Необходимо построить автомобильную дорогу от Бийска до площадки АКЭС, нужен поселок энергетиков на 560 человек в районе села Сузоп. А ведь энергетики приедут туда вместе с семьями, значит, нужно строить социальные объекты.

"Мы сегодня имеем неоправданно высокую энергодефицитность, — подчеркнул на заседании губернатор Александр Карлин. — Причем она касается именно той территории, где предполагается дислокация наших основных инвестиционных проектов. Сейчас мы вынуждены решать проблему за счет альтернативных источников. Например, для ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" генерация осуществляется за счет газа, что само по себе неправильно и недешево".

Очень глубоко

"В крае есть реальная перспектива увеличения валового сбора зерновых до 7 млн. тонн в год, — рассказал о своем проекте на заседании президент "Павы" Андрей Игошин. — Но сельхозпроизводители сталкиваются с риском реализации своей продукции. Это связано с удаленностью от основных рынков сбыта. Реконструкция мелькомбината позволит перерабатывать до 500–700 тыс. тонн зерна в год и выпускать новые продукты". 

Проект другой алтайской компании, недавно получившей приглашение в Сколково НПК "Карбоник", также направлен на глубокую переработку пшеницы. Ее совладельцы намерены построить в Новоалтайске предприятие с численностью около 1 тыс. человек по производству аскорбиновой кислоты, глюкозы и сорбита. Дальнейшее применение этих соединений возможно в фармацевтической промышленности и пищевке. На заседании стали известны любопытные цифры: внутреннее потребление аскорбиновой кислоты составляет в России около 1,5 тыс. тонн, а внутреннее производство пищевой аскорбинки — всего 177 тонн. Для нужд же фармацевтики аскорбиновая кислота в стране вообще не выпускается.

Если идея "Карбоника" (глубокая переработка 200 тыс. тонн пшеницы в год) будет реализована, то объемы нового производства с запасом перекроют потребности страны. Предприятие планирует производить ежегодно: аскорбиновой кислоты — 5 тыс. тонн, сорбита — 14,2 тыс. тонн, глюкозы — 20 тыс. тонн. Есть и расчетный налоговый эффект — около 450 млн. рублей в год.

Кадры и экология

Общая оценка алтайской заявки прозвучала на экспертном совете благожелательно. "Комплексность и внутренняя интеграция — сильные качества "Алтайского Приобья", — отметил представитель компании Ernst&Young. — Я не буду останавливаться на всех показателях, отмечу только бюджетный эффект — около 121 млрд. рублей за все годы. Кроме того, речь идет о создании 15 тыс. рабочих мест". 

Тем не менее важные вопросы о составляющих проекта экспертами были заданы. Ниже мы приводим перечень рисков, на которые чаще всего указывали аналитики, и ответы губернатора Карлина.

1. Есть очевидная проблема с быстрой и удобной доставкой туристов в "Бирюзовую Катунь" и Белокуриху. ("Край хорошо интегрирован в туристическое пространство России. В 2010 году нас посетили около 1,1 млн. туристов, из них около 100 тыс. человек — из-за рубежа. Трафик обеспечивается действующей транспортной инфраструктурой. В 2010 году мы запустили скоростные поезда из Барнаула в Бийск, что ускорило доставку туристов до Белокурихи. Развивается и сеть автомобильных дорог. Большие надежды мы связываем с реконструкцией бийского аэропорта").

2. Возможно экологическое воздействие АКЭС на туристско-рекреационную зону. ("Угольное месторождение в значительной степени удалено от Белокурихи — около 250–300 км по прямой. Кроме того, район расположения станции имеет неразвитое сельское хозяйство. Поэтому ухудшить аграрный потенциал этой территории выбросами она не сможет. Проектом предусмотрена современная система контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу").

3. Кризис перепроизводства мяса свинины в Сибири в связи со строительством в Кемеровской области крупнейшего за Уралом свинокомплекса. ("Мы знаем о планах Кемеровской области. Но вряд ли перспективы соседей закрывают нам выход на рынок. Россия по-прежнему существенно зависима от импорта мясной продукции. А рекомендованный норматив внутреннего потребления мяса — 25 кг на человек в год — сегодня не соблюдается").

4. Дефицит квалифицированных кадров. ("Конечно, современные высокотехнологичные и в значительной мере инновационные составляющие этих проектов требуют персонала иного качества. Поэтому мы говорим о том, что такие проекты должны осуществляться в некой специальной оболочке. Например, с использованием краевой программы по переподготовке кадров").

Кроме того, Александр Карлин заявил о вероятном создании регионального инвестиционного фонда в Алтайском крае. В свою очередь, Минрегион займется информационной и административной поддержкой "Алтайского Приобья". Следующий шаг для получения государственных инвестиций — соответствующая правительственная комиссия. Через нее еще тоже нужно пройти.

Комментарий
Валерий Ларионов,
генеральный директор "Алтайской конденсационной электрической станции":

Заседание экспертного совета Минрегионразвития РФ было заключительным этапом  большой и скрупулезной работы, которая длилась в течение двух месяцев. Мы предоставили экспертам очень много документов. Это "Инвестиционные предложения по  строительству "Мунайской КЭС", в дальнейшем она была переименована в Алтайскую. Это "Оценка инвестиционной привлекательности строительства КЭС в Солтонском районе". Это бизнес-план и финансовая модель проекта, технико-экономические расчеты  по объектам инфраструктуры. И, наконец, это схема выдачи электрической мощности станции. Что нам дает экспертное заключение? Совет подтвердил правильность нашего  предложения о возведении электростанции на Мунае. Он дал положительную оценку финансирования объектов инфраструктуры за счет Инвестиционного фонда РФ, что поможет нам в работе с инвесторами.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости