Депутаты Госдумы предлагают усовершенствовать механизм государственного контроля за уровнем цен
16 февраля 2011 года Комитет по экономической политике и предпринимательству провел "круглый стол" по теме "Совершенствование законодательства в сфере торговых отношений", в которых приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства промышленности и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы России, Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций розничной торговли, торговых сетей.
На "круглом столе" обсуждались законопроекты "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Цель разработки этих законопроектов – оптимизация государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Участники "круглого стола" отметили, что сегодня цены на многие виды продовольственных товаров не отражают общественно необходимых затрат на их производство и реализацию, не полностью учитывают потребительские свойства и качества изделий, не оказывают регулирующего воздействия на сбалансированность спроса и предложения. Они оказывают слабое воздействие на повышение качества продовольственных товаров, ускорение научно-технического прогресса и обновление производственных фондов предприятия. При этом, как правило, именно на продовольственные товары первой необходимости и на товары повседневного спроса периодически наблюдается необоснованный и совершенно нерегулируемый рост цен, когда торговая надбавка явно и многократно превышает цену производителя товара. По мнению участников "круглого стола", рост цен неизбежен, однако он должен быть в пределах, не отбрасывающих назад уровень жизни россиян.
В представленных законопроектах предлагается, например, наделить органы исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по установлению предельных размеров оптовых надбавок (наценок) и предельных размеров розничных надбавок (наценок) к фактическим отпускным ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в соответствии с утвержденными Правительство РФ методикой и порядком установления указанных надбавок (наценок). Предлагается установить механизм государственного контроля за уровнем цен и соотношение долей прибыли для всех участников производства продуктов питания.
В своем выступлении на "круглом столе" председатель Комитета Евгений Федоров сказал: "Сегодня главный обсуждаемый в обществе вопрос – рост цен на отдельные виды продукции. С точки зрения действующего закона о торговле, мы частично решили проблему конкуренции и экономического контроля. Теперь стоит другой вопрос – формирование цены. В связи с этим мы в ближайшее время будем рассматривать третий антимонопольный пакет, при рассмотрении которого будем тщательно анализировать систему ценообразования.
У нас высокая степень конкуренции в первичном производстве, налаживается конкуренция в торговле, а в среднем звене – высокая степень монополизма. Так, производят молоко сотни компаний, продают его сотни тысяч организаций торговли, а посредине два крупных переработчика, и становится ясным, что основная цена сформировалась именно здесь.
Есть и другие проблемы конкуренции, наш бизнес меньше чем за 40%, в отличие от 4% европейского, работать пока не готов. В том числе из-за такого подхода не идет формирование бизнес-среды и нет конкуренции.
Кроме того, существуют, конечно, и проблемы системного характера. Казалось бы, не связанный напрямую вопрос, но у нас в обороте всего 1% земли, да это практически – ноль. О каких рыночных отношениях можно говорить в сельском хозяйстве, когда из-за этого нет соответствующих инвестиций, рынков, условий, мотивации и иных слагающих?! Государство вкладывает в отрасль огромные средства - 190 млрд. руб., но без решения базовых проблем обеспечения деятельности рынка ничего не получится. Этот вопрос – политический, и мы считаем, что пора перестать платить за идеологическую чушь.
Что касается производства, то наши устаревшие в большинстве случаев технологии дают производительность труда в 3 раза ниже. Это связано напрямую с типом экономики. Инновации в сельское хозяйство необходимы. Без изменения типа экономики одними государственными усилиями и вложениями этого не решить. Надо менять тип экономики, запускать все сложные инструменты инновационного рынка, рынка технологий. Когда есть рынок технологий, в несколько раз выше производительность труда, так как технологические цепочки другие".
Депутат подчеркнул: "Также надо, безусловно, усиливать меры социальной поддержки, вводить дополнительно к уже охваченным 26 регионам практику продовольственной помощи малоимущим гражданам".
Е.Федоров добавил: "Мы постоянно получаем предложения от общественности по назначению цен со стороны государства. Это - проблема понимания механизмов рынка обществом, бизнесом, чиновниками, всей средой. Таких предложений нет в развитой рыночной экономике, где она существует хотя бы лет 100. "Солдат с ружьем" не может решать проблемы экономики, рыночные задачи. Но у нас демократическое государство, и когда избиратели требуют, государство часто идет навстречу, в результате чего всегда цены растут, стагнирует производство и бизнес уходит в другую отрасль или вообще в другую страну. В рыночных условиях невозможно диктовать цены. У государства должна быть жесткая позиция в антимонопольном и стратегическом регулировании рынка. Где нет достаточной конкуренции, государство ничего не сможет сделать вместо бизнеса. В России 70% находится в государственной собственности и только 30% - в частной, а доходы страны формируются в основном именно за счет этих 30%".