Владимир Шпенглер: "Социальные скидки в "Алтайской торговой ассоциации" делают за счет своих средств"
Председатель "Алтайской краевой торговой ассоциации", генеральный директор торговой сети "Раздолье" рассказал о своей позиции по поводу того, в чем заключается социальная функция магазинов и как можно ее усилить.
Владимир Шпенглер,
председатель "Алтайской краевой торговой ассоциации":
В этом году 9 февраля встреча представителей нашей ассоциации с группой "Народный контроль", которую возглавляет председатель комитета по аграрной политике и природопользованию АКСЗ Сергей Серов, проводилась впервые. Участники заседания по-прежнему ставят вопрос о росте цен на продукты питания. Отдельно поднималась тема повышения цен в социальных магазинах, где продукты порой стоят дороже, чем в торговых сетях. Замечу, что сегодня социальный магазин — это предприятие, которое не имеет никаких льгот. Предоставление скидок определенным категориям граждан — это решение руководства розничного предприятия.
В торговой сети "Раздолье" обслуживается около 7 тыс. человек, относящихся к социально незащищенным слоям населения. Раньше так называемые ветеранские магазины получали льготы от муниципалитета. Арендная плата с магазина либо вообще не взималась, либо существенно снижалась. Мы могли распределить нагрузку за предоставление скидок населению между социальным предприятием и администрацией города.
Сейчас такой подход не практикуется. Все скидки мы делаем только за счет собственных средств. На прошедшем заседании комиссии я предложил частично перераспределить эту нагрузку между поставщиками коммунальных услуг. Руководители социальных магазинов могут еще снизить цены при условии снижения налогов и получения льготных тарифов на коммунальные услуги ("Барнаульская горэлектросеть", "Кузбассэнерго", "Барнаульский водоканал"). Конечно, это непросто, но проработать такой механизм можно. Если администрация края поддержит нас в этом, то окажет реальную помощь.
Всем известно, что с 1 января текущего года тарифы существенно выросли. Так, рост тарифов "Барнаульской горэлектросети" составил 23%, "Кузбассэнерго" — 20%, "Барнаульского водоканала" — 7%. Также повысилась стоимость ГСМ, увеличились налоги на фонд оплаты труда. Если организации, обслуживающие социальные магазины, возьмут на себя часть нагрузки, то магазины смогут сдерживать цены на товар. Надо сказать, что участники заседания с одобрением восприняли такое предложение.
Сейчас мы видим, что рост цен продолжается. Этого и следовало ожидать. Сегодня производители настаивают на повышении цен: сырье становится дороже, и это сказывается на стоимости конечного продукта. Можно привести длинный список поставщиков, которые ежедневно уведомляют нас о повышении цен на свою продукцию. Яркий пример — ситуация с гречкой, стоимость которой возросла с 16 до 74 рублей за килограмм, и это при том, что мы закупаем ее у крупнейших поставщиков. Очевидно, что до нового урожая будут расти цены на овощи. Например, мы закупаем картофель у местных фермеров. Но у них нет возможностей для хранения и создания запасов, и они продают картофель за пределы края. Порой приходится завозить картофель из Новосибирской области, но это наша алтайская картошка, которую в сентябре вывозили по 8–12 рублей за кг, а сейчас она продается по 33 рубля за кг с минимальной наценкой 10%.
Но не все так плохо. Был подписан протокол к соглашению "О взаимодействии администрации Алтайского края и Алтайской краевой торговой ассоциации" между Управлением края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры и членами ассоциации, где мы указали 24 конкретные позиции, на которые устанавливаем минимальную наценку. К ним относятся молоко 2,5%, хлеб ржаной, яйцо, мука пшеничная, соль, сахар, морковь, лук и т. д. Также было принято решение проводить ценовые акции, распродажи и другие мероприятия, направленные на снижение цен, принимать активное участие в социальных ярмарках, проводимых органами местного самоуправления.
Если рассматривать сложившуюся ситуацию с социальными магазинами в целом, то получается, что расходы предприятий возросли из-за увеличения тарифов и прочих платежей. А доходы снижаются, так как мы зачастую вынуждены оставлять на прежнем уровне цены на социально значимые товары за счет собственной и без того невеликой торговой надбавки. Мы идем на это, поскольку не хотим терять своих покупателей.