Андрей Ведев - об уроках экономического кризиса
Участник "Сибирского Давоса" рассказывает об итогах экономического кризиса и востановлении экономики, а также дает некторые прогнозы на 2011 год.
Алексей Ведев:
Основной экономический итог кризиса – экономический рост, основанный на притоке нефтедолларов и расширении потребления, оказался неустойчивым, и в течение нескольких месяцев мы были отброшены по уровню экономического развития на уровень 2005 года.
Как мы выходим из кризиса? То, что мы сейчас наблюдаем, экономическим ростом не является, - это восстановительный экономический рост. Есть надежды, что к началу в 2012 году может выйти на уровень 2008 года, и только тогда сможем обсуждать экономический рост и его качество.
Восстановление экономики происходило в первой половине года интенсивно, что внушало оптимизм, но все это было основано на внешнем спросе, восстановлении мировой экономики и росте цен на нефть. Влияние этих факторов сошло на нет уже к середине года, темп роста экономики стали падать, а инфляция – возрастать. Возникла реальная опасность выхода экономики России в стагнацию. Сейчас этот тренд несколько нарушен,: России снова повезло с растущими нефтяными ценами, но все опасности сохраняется. На этот год я даю прогноз 7-8% экономического роста и около 11% инфляции. Фактически мы будем балансировать на грани стагнации, борясь за финансовую стабилизацию.
Задачи среднесрочного развития требуют повышения производительности труда, инноваций, инвестиций, кардинального улучшения бизнес-климата. Реальными будут смягчение бюджетных расходов, последствий кризиса. Думаю, лишь к середине 2012 года мы сможем заняться проблемами текущего 10-летия.
Выбору модели роста, направления экономической политики препятствуют институциональные проблемы российской экономики. Крайне низкая деловая и экономическая активность, что делает менее эффективными все стабилизационные правительственные мероприятия.
По итогам 2010 года резко выросла инфляция, вырос импорт, и лишь незначительно – внутреннее производство. Это то, что в экономической теории называется “плохим равновесием”. Коррупция не дает возможности делать эффективные инфраструктурные проекты, которые получаются безумно дорогими. Расширение внутреннего спроса перекрывается импортом и ростом цен. Причина резкого роста цен – расширение внутреннего спроса. Получается, что если экономический рост – за счет расширения потребления, мы стимулируем импорт и “разгоняем” инфляцию. А если пытаемся выйти на инвестиционный рост, то он не получается в силу низкой активности.
Из 100 рублей прироста внутреннего спроса 53-57 рублей “съедала” инфляцию, 22-25 рублей шли на импорт, и лишь один рубль из пяти (около 20%) стимулировал национальное производство. Получилась такая ловушка: если мы пытаемся деньгами стимулировать спрос, то должны потратить пять рублей на то, чтобы на один рубль выросло внутреннее производство.
Сейчас у нас инфляция и рост производства параллельны. Если ничего не изменится, и правительственные ориентиры по сдерживаю инфляции на уровне 6-7% будут выполнены, у нас будет экономический рост 1,8-2%, а если мы хотим рост в 4%, инфляция должна быть около 11%. 2011-2012 год мы проживем так же. Эта ловушка сохранится – будет рост экономики и внутреннего спроса вместе с ростом инфляции. Из нее можно выйти резким ростом инвестиций, но только за счет улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата.