Центр контроля качества проводит комплексные мероприятия по защите потребителей от некачественной продукции
15 марта отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. По решению Международной Федерации потребительских организаций, в 2011 году этот день проходит под девизом "Потребители за честные финансовые услуги". В России отмечают Всемирный день прав потребителя с 1992 года, когда был принят закон РФ "О защите прав потребителей", законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги.
Начиная с 1992 года в Санкт-Петербурге деятельность в области защиты потребительского рынка от проникновения некачественных и опасных товаров, работ и услуг проводит СПбГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» - первое в Российской Федерации учреждение такого профиля, созданное городской властью.
В Центре контроля качества принимают обращения граждан на неудовлетворительное качество товаров и услуг, квалифицированные специалисты консультируют по вопросам применения норм Закона РФ «О защите прав потребителей». В Центр ежедневно поступает до сотни звонков по телефонам «горячей линии» для граждан по вопросам качества товаров и услуг.
В 2010 году в отдел контроля качества товаров и услуг по жалобам потребителей поступило 4269 обращений от граждан, из которых 752 - на продовольственные товары, 3517 – на непродовольственные товары и услуги. Основная доля жалоб касается качества электробытовых товаров и обуви. В 2010 году, по результатам поступивших в Центр контроля качества обращений на качество обуви, гражданам был возмещен ущерб на сумму 2068663 руб.
В рамках деятельности по защите прав потребителей Центр контроля качества взаимодействует с федеральными и местными контрольно-надзорными организациями - Управлением Роспотребнадзора по СПб, прокуратурой, оперативно сообщая о результатах проводимых экспертиз. Сотрудничество с предприятиями розничной торговли ведется в рамках Соглашения «О проверке качества и безопасности товаров (услуг)» и в форме консультаций по организации входного контроля реализуемой пищевой продукции.
Соглашение о проверке качества и безопасности товаров и услуг было разработано специалистами Центра контроля качества совместно с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли. На основании письменных обращений граждан Центр контроля качества проводит проверку качества продукции, находящейся в продаже у торговой организации. Соглашения дает возможность выхода экспертов Центра на место реализации товара, для отбора образцов пищевой продукции с последующим проведением лабораторных испытаний в испытательной лаборатории «Петербург-Экспертиза».
В Центре контроля качества проводится работа по экспертизе качества и оценке признаков контрафактности продукции. В 2010 году сотрудниками отдела было исследовано более 19 тыс. единиц продукции, в числе которых DVD диски с аудиовизульными произведениями, программные продукты разных правообладателей, игровые программные продукты, а также швейные изделия различных товарных знаков. Экспертизы показали, что продукция в большинстве случаев обладает признаками контрафактности либо произведена и реализована с нарушением законодательства Российской Федерации.
Одним из эффективных инструментов защиты потребительского рынка от некачественной продукции является Система Конкурсов по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге». С 2005 года Главным организатором Конкурсов является Центр контроля качества. Знак качества «Сделано в Санкт-Петербурге» производители размещают на упаковке товара. Таким образом, Конкурсы помогают потребителю сориентироваться в огромной ассортименте представленной на рынке продукции, выбрать по-настоящему качественный товар. Кроме того, проведение Конкурсов является своего рода мониторингом, позволяющим видеть качественное состояние местных и региональных пищевых предприятий.
В целях защиты потребителей от некачественной и опасной для здоровья продукции, с 2009 году Центр контроля качества проводит работы по мониторингу качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой предприятиями розничной торговли Санкт-Петербурга. Среди задач такого мониторинга - усиление внимания к производителям пищевой продукции в условиях введения новых процедур подтверждения соответствия качества и безопасности товаров, а также проведение мероприятий по защите прав потребителей в части информирования их о качестве и безопасности пищевой продукции, реализуемой предприятиями розничной торговли.
В 2011 году в рамках Программы мониторинга, будет исследовано 706 образцов пищевой продукции одиннадцати групп продовольственных товаров, составляющих основу потребительской корзины петербуржцев. Программой мониторинга предусмотрены ежемесячная закупка, лабораторные испытания образцов пищевых продуктов и опубликование результатов мониторинга на сайте СПбГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» www.quality.spb.ru и в средствах массовой информации.
Информация о результатах лабораторных испытаний образцов направляется в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, в Управление Роспотребнадзора по СПб для принятия мер, а также производителям пищевой продукции и предприятиям розничной торговли Санкт-Петербурга.
Директор СПбГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» А.В.Герман:
«В Санкт-Петербурге деятельность Центра контроля качества полностью направлена на реализацию неотъемлемого права каждого гражданина на качественную и безопасную продукцию. К сожалению, в условиях введения различных законодательных инициатив, в настоящее время эта норма закона часто нарушается, призвать к ответу недобросовестного производителя становится все труднее. В связи с этим, защита потребителя от некачественной продукции, работ и услуг - неизменно злободневная тема.
Работа по защите потребительского рынка от некачественной продукции в Санкт-Петербурге ведется системно, как городскими, так и федеральными контрольными органами. Причем, на местном уровне проходит целый комплекс мероприятий, в реализации которых принимает участие Центр контроля качества».