Коммуналка давно ждет закон "О водоснабжении и канализации"
В Госдуму внесен на рассмотрение проект Закона "О водоснабжении и канализовании". Предполагается, что он станет единой основой регулирования водно-коммунального хозяйства страны. Основные параметры законопроекта прокомментировал генеральный директор "Барнаульского водоканала".
Николай Несветайлов,
директор "Барнаульского водоканала":
Необходимость принятия этого закона назрела давно: в отличие от других инфраструктурных секторов (электроэнергетика, теплоэнергетика, газоснабжение и т. д.) у водоснабжения нет "своего" закона. Сегодня отрасль регулируется множеством нормативно-правовых актов, что, безусловно, затрудняет взаимоотношения между водоканалами, абонентами, контрагентами, органами власти.
В целом законопроект предусматривает ряд инноваций, направленных на обеспечение бесперебойного и качественного централизованного водоснабжения и канализования, защиту окружающей среды и т. д. Остановиться хотелось бы на следующем постулате: за загрязнения, сбрасываемые в городские системы канализации, должен платить тот, кто эти стоки сбрасывает, а не тот, кто их очищает и несет финансовые риски за ненадлежащую очистку. Поэтому промышленные предприятия, сбрасывающие стоки с превышением допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ, должны будут декларировать эти стоки. На основе деклараций, в которых указываются объемы концентраций загрязняющих веществ, будет начисляться плата. Средства за сброс стоков с превышением ДК будут направляться на обновление инфраструктуры. Водоканалы страны рискуют в любой момент не справиться с очисткой промышленных стоков. А это миллиардные штрафные санкции и серьезная угроза для экологии. Есть несколько примеров предъявления природоохранными органами водоканалам многомиллиардных исков, сумма которых в несколько раз превышала годовую выручку предприятий.
Для урегулирования данных проблем в законопроекте прописано: предприятия обязаны проводить предварительную очистку стоков перед сбросом их в канализацию. Законопроект говорит буквально следующее: "Централизованные хозяйственно-бытовые системы канализования предназначены для канализования сточных вод, образующихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, и сточных вод хозяйствующих субъектов, прошедших предварительную очистку".
Сегодня в Барнауле такую деятельность проводят менее 50 из более чем 4 тыс. организаций. Несколько предприятий брали обязательства по строительству локальных очистных сооружений, но ни одно из них не приступило даже к проектированию.
Согласно новому закону, средства, затраченные абонентом на водоохранные мероприятия, в том числе на строительство и модернизацию очистных сооружений, будут зачитываться в счет платы за негативное воздействие на водные объекты.
Второй важный пункт — долгожданное установление многолетних (до пяти лет) тарифов. Отрасль с инфраструктурой, износ которой составляет более 60%, как в воздухе, нуждается в инвестициях. Краткосрочный тариф, который действует в водоснабжении, не может гарантировать возвратность инвестиций.
Установление долгосрочного тарифа не означает резкого его роста, например сразу на 50%. Этот рост может быть разложен по годам и ежегодно подниматься на привычные ежегодные 10–15%. Средства эти необходимы в первую очередь для модернизации инфраструктуры.
Законопроект предполагает упростить регистрацию имущества для передачи в концессию. "Барнаульский водоканал" работает по арендным договорам. А это означает, что опять же очень сложно говорить об инвестициях и их возвратности. Документом же предусмотрена возможность регистрации для концессии одного крупного объекта вместо множества мелких. Это позволит решить актуальную в Барнауле проблему эксплуатации бесхозяйных сетей. Для улучшения инвестиционного климата отрасли законопроектом предполагается проведение технического аудита сетей, необходимого для выявления технических возможностей, уровня потерь в них.
Документом прописывается право водоканалов ограничивать либо отказывать вовсе абоненту в приеме стоков. Во-первых, в случае многократного грубого нарушения последним действующих нормативов сбросов веществ, влияющих на работу централизованных систем канализования. Во-вторых, в случае отсутствия у этого абонента плана мероприятий по снижению негативного воздействия на водные объекты и системы канализования либо в случае многократного нарушения этого плана. Сегодня предприятия, сбрасывающие стоки с нарушением ДК, наносят серьезный урон системам канализации. Как раз такие крайние меры окажутся эффективными.