Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Социальная ответственность бизнеса в России: мечта или реальность?

Социальная ответственность бизнеса в России: мечта или реальность?

В середине прошлого года вышел Федеральный закон № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Короче – закон «О медиации». Главное в законе – добровольное желание сторон урегулировать конфликт. В самом понятии о «добровольности» заложен глубокий смысл. Это означает, что стороны достигли такого морально-нравственного состояния, когда им принципиально важно разобраться, где содержится ошибка в их действиях. К сожалению, пока далеко не все готовы сделать такой добровольный шаг.

В странах с развитой рыночной экономикой медиация стала нормой. Обсуждаемый закон создавался в нашей стране долго и непросто, но, наконец, был принят. Популяризаторами применения этого закона должны стать объединения предпринимателей, и в Общественном совете по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга был создан Центр внесудебного урегулирования деловых конфликтов. На самом деле закон о медиации применим также и в общественной и социальной жизни, но мы коснёмся именно вопросов предпринимательства.

Выше было упомянуто о морально-нравственном состоянии конфликтующих сторон, а проблемы морали - это уже этические проблемы, т.е. проблемы, для которых нерешённым остаётся вопрос о нравственно достойных способах их практического решения. Поскольку конфликтующими сторонами являются субъекты предпринимательской деятельности, то речь идёт об этике бизнеса. Таким образом, этика бизнеса – это учение о морали в её приложении к бизнесу, преследующее целью развитие моральных стандартов делового поведения. Но моральные стандарты поведения предпринимателя определяются текущим социально-экономическим и историческим развитием данного общества. Этические стандарты складываются веками и не всегда могут следовать закону, хотя многие правовые нормы являются прямым отражением норм этических. Вспомним, в связи с этим сформированные при содействии С.Ю.Витте ещё в 1912 г основные принципы поведения российского предпринимателя, далее принципы, отражённые современным Российским Союзом промышленников и предпринимателей, «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования в России в условиях рыночной экономики», принятый на Восьмом Всемирном русском народном соборе 3-4 февраля 2004 г. и, наконец, «Кодекс чести предпринимателя Санкт-Петербурга», принятый на 3-м Форуме предпринимателей Санкт-Петербурга.

Вопрос этичности бизнеса является неотъемлемой частью вопроса о социальной ответственности бизнеса (корпоративной социальной ответственности). Бизнес служит обществу, а не наоборот. Бизнес - порождённый общественным развитием институт; и организации, занимающиеся бизнесом, должны нести перед социумом ответственность, должны соответствовать определённым общественным ожиданиям. Корпоративная социальная ответственность представляется своеобразной многоуровневой пирамидой, в основании которой лежит экономическая ответственность, которая определяется базовой профильной функцией предприятия на рынке. Таким образом, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна. Правовая ответственностьподразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности зафиксированным правовым нормам.

Этическая ответственностьтребует от деловой практики соответствия ожиданиям общества, не оговорённым в соответствующих правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. Филантропическая ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в социальных программах.

К сожалению, степень развития нашего общества такова, что компания, несущая экономическую и правовую ответственность перед обществом, уже считается социально-ответственной. Но так как это более широкое понятие, то и задачей на ближайшее будущее является развитие общества до восприятия этической и филантропической ответственности явлением нормы. Справится ли общество с этой задачей и как скоро – это вопрос. Но лишь тогда мы сможем говорить о появлении в России социально-ответственного бизнеса.

 

 


Игнатьев Юрий Алексеевич,

генеральный директор некоммерческого партнерства

«Бюро безупречного бизнеса Санкт-Петербурга»,

руководитель Комиссии по этике при Общественном Совете

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости