Депутаты обсудили новую редакцию закона о государственном заказе
Комитет по строительству и земельным отношениям Государственной Думы РФ 16 марта провел "круглый стол" на тему "Новая редакция Федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд". В его работе приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Счетной палаты РФ, федеральных и региональных органов государственной власти, строители, специалисты в области государственных закупок.
Открыл и вел "круглый стол" председатель Комитета Мартин Шаккум. Он отметил, что в настоящее время различными министерствами и ведомствами подготовлено несколько концепций закона о государственных и муниципальных закупках РФ, и что Комитет по строительству и земельным отношениям подготовил свою концепцию, которую и предлагает вниманию участников "круглого стола". М.Шаккум выразил пожелание рассмотреть этот вопрос шире, дать оценку законотворческой деятельности, обратить внимание на недостатки 94-го закона.
Он также подчеркнул, что для рассмотрения этого сложного вопроса необходим диалог. По его словам, государственные закупки – одна из основных функций государства и по ее исполнению можно судить о его деятельности.
С приветствием к участникам "круглого стола" обратился первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов. Он, в частности, сказал, что приветствует сам факт обсуждения этого вопроса в Госдуме. Он расценил это как ответ на инициативу Президента, призвал высказывать критические замечания в связи со снижением значения 94-го закона, принятого в 2005 году, в котором, по его словам, были заложены глубинные мины, взрывающиеся сейчас, в основу которого был заложен принцип решающего значения цены. "Формируя новый закон, надо сделать его реальным инструментом модернизации", - сказал он.
В выступлениях участников "круглого стола" отмечалось, что за время действия закона выявлено несколько ошибочных постулатов, положенных в основу установленных процедур:
- эффективность закупок оценивается не по достигнутому результату, а по формальному соблюдению регламентных процедур;
- применение универсальных процедур, не учитывающих специфику различных видов закупок;
- допуск к размещению заказов недобросовестных участников, не способных гарантировать эффективность закупок;
- при формально детализированных требованиях к информационной открытости закупок на практике доступ к сведениям о размещении заказов существенно ограничен.
По их мнению, действующая редакция закона не дает ответа на главный вопрос – что такое эффективная закупка и какими способами необходимо ее обеспечивать. Результатом неправильно сформулированных принципов размещения заказов явилось снижение эффективности закупочной деятельности в целом.
В числе наиболее существенных недостатков действующего законодательства о размещении заказов отмечались следующие: незащищенность заказчика от недобросовестных поставщиков, подрядчиков; увеличение числа случаев заключения контрактов с недобросовестными поставщиками, прибегающими к демпингу, сговору, коррупции; ограничение критериев оценки предложений поставщиков и сведение процедуры торгов к одному критерию – цене.
Участники "круглого стола" указывали и на то, что практически нивелирована роль важнейших для оценки качества товаров, работ и услуг критериев, не позволяющих не только осуществлять выбор оптимального по срокам, качеству и цене предложения на рынке, но и фактически исключающих заказчиков из процедуры оценки предложений.