Предприниматели Красногвардейского района получили разъяснения по пенсионному и медицинскому страхованию
В течение февраля-марта 2011 года Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга проводит во всех районах города семинары на тему: «Обзор изменений, внесённых в закон о страховых взносах на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Новое в законодательстве об обязательном социальном страховании: изменения в расчёте пособий, изменения страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Предприниматели Красногвардейского района получили разъяснения по пенсионному и медицинскому страхованию
В течение февраля-марта 2011 года Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга проводит во всех районах города семинары на тему: «Обзор изменений, внесённых в закон о страховых взносах на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Новое в законодательстве об обязательном социальном страховании: изменения в расчёте пособий, изменения страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Мероприятия проходят при поддержке районных Общественных Советов, а также отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Регионального отделения Фонда социального страхования.
Очередной семинар состоялся 22 марта в Красногвардейском районе. Мероприятие вели: Галина Новикова – начальник отдела организации администрирования страховых взносов отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Алевтина Захарова – специалист СПб Регионального отделения Фонда социального страхования. В семинаре принял участие Дмитрий Попов – заместитель Главы Администрации Красногвардейского района.
Галина Новикова рассказала предпринимателям об изменениях, внесённых в Федеральный закон № 212-ФЗ, который был принят 24 июля 2009 года. Всего же за период с ноября 2009 года по декабрь 2010-го были приняты 10 федеральных законов. Таким образом, изменения внесены практически в каждую статью Федерального закона № 212-ФЗ.
Но, по мнению г-жи Новиковой, наибольшее количество вопросов вызывает статья 58 «Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2019 годов». Что же необходимо знать предпринимателям?
В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IТ-компании), а также организации, созданные бюджетными научными учреждениями, применяют тарифы:
в 2011 году – 12,0% (ПФР – 8,0%, ФФОМС – 2,0%, ТФОМС – 2,0%);
в 2012 - 2017 годах – 12,0% (ПФР – 8,0%, ФФОМС – 4,0%, ТФОМС – 0,0%);
в 2018 году – 18,1% (ПФР – 13,0%, ФФОМС – 5,1%, ТФОМС – 0,0%);
в 2019 году – 25,1% (ПФР – 20,0%, ФФОМС – 5,1%, ТФОМС – 0,0%).
Условиями применения пониженных тарифов для IT-компаний (за исключением резидентов технико-внедренческой ОЭЗ) являются, в частности: наличие документа о государственной аккредитации; доля доходов от деятельности в области информационных технологий в общей сумме всех доходов должна составлять не менее 90%; средняя численность работников должна быть не менее 50 человек.
Применять пониженные тарифы названные плательщики смогут после опубликования Министерством связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязью) перечня аккредитованных организаций только в том случае, если они поименованы в данном перечне.
Обращаем ваше внимание, что организации, имеющие право на применение пониженных тарифов, подлежат ежегодной аккредитации.
Отдельно необходимо выделить индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст.16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате, они обязаны производить самостоятельно.
Индивидуальные предприниматели (не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в ПФР в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Следовательно, в случае осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности в течение всего расчетного периода расчет стоимости страхового года производится по формуле:
ССГ = МРОТ х Тариф х 12, где:
ССГ – стоимость страхового года;
МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы;
12 – количество месяцев в расчетном периоде.
Тариф страховых взносов на 2010 год:
ПФР |
ФФОМС |
ТФОМС |
20% |
1,10% |
2,00% |
* на выплату страховой части пенсии: для лиц 1966 года рождения и старше – 20%;
для лиц 1967 года рождения и моложе – 14%;
на выплату накопительной части пенсии: для лиц 1967 года рождения и моложе – 6%.
Тариф страховых взносов на 2011 год:
ПФР |
ФФОМС |
ТФОМС |
26% |
3,1% |
2,00% |
Таким образом, индивидуальный предприниматель за 2011 год должен будет уплатить 13 509 руб. 65 коп. в Пенсионный фонд, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1 610 руб. 76 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1 039 руб. 20 коп.
С 1 января 2012 года такого понятия, как Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, уже не будет. Соответственно, страховые взносы в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования уплачиваться не будут. Вся сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование будет перечисляться в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, то есть 5,1%.
Страхователи – физические лица, уплачивающие страховые взносы самостоятельно, в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, уплачивают страховые взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными платежными документами в каждый внебюджетный фонд (суммы можно вносить ежемесячно, ежеквартально или всю сумму за год). За несвоевременную уплату страховых взносов начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ, Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам индивидуальными предпринимателями представляется в ПФР до 1 марта следующего года.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, Сведения индивидуального (персонифицированного) учета индивидуальными предпринимателями представляются в ПФР не позднее 1 марта следующего года.
Говоря о пониженных тарифах, необходимо обратить внимание на п. 8 статьи 58. В ней говорится о том, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели;
о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части, также могут применять пониженные тарифы.
Но при этом необходимо помнить, что указанные организации и индивидуальные предприниматели вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, если перечисленные виды деятельности являются основным видом их экономической деятельности.
Для указанных плательщиков устанавливается пониженный тариф страховых взносов:
в 2011 году – 23,1% (ПФР – 18,0%, ФФОМС – 3,1%, ТФОМС – 2,0%);
в 2012 году – 23,1% (ПФР – 18,0%, ФФОМС – 5,1%, ТФОМС – 0%);
Для признания соответствующего вида экономической деятельности основным — это доля доходов от реализации продукции (оказания услуг) должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Подтверждение соответствия основного вида экономической деятельности установленному критерию осуществляется в порядке, установленном Минздравсоцразвития РФ. Применять пониженные тарифы названные плательщики смогут после определения порядка, установленного Минздравсоцразвития РФ.
До издания перечня, реестра и порядка соответствующими органами исполнительной власти вышеперечисленным организациям следует применять общеустановленные тарифы страховых взносов.
Вышеназванным организациям произвести перерасчет страховых взносов по пониженным тарифам и представить уточненный Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо соответственно после опубликования перечня Минкомсвязи аккредитованных организаций, реестра Роскомнадзора указанных организаций и после подтверждения соответствия основного вида экономической деятельности установленному критерию в порядке, установленном Минздравсоцразвития РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты РФ» устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов:
1) для семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ч. 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ).
Тарифы страховых взносов для данных общин составят:
в 2011-2012 годах – 18,3% (ПФР – 16,0%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 1,2%);
в 2013-2014 годах – 24,7% (ПФР – 21,0%, ФФОМС – 1,6%, ТФОМС – 2,1%).
2) для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде.
Тарифы страховых взносов для данных организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составят:
в 2011 году – 23,1% (ПФР – 20,0%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2,0%);
в 2012 году – 24,1% (ПФР – 20,8%, ФФОМС – 3,3%, ТФОМС – 0,0%);
в 2013 году – 25,1% (ПФР – 21,6%, ФФОМС – 3,5%, ТФОМС – 0,0%);
в 2014 году – 27,1% (ПФР – 23,2%, ФФОМС – 3,9%, ТФОМС – 0,0%).
Следует помнить, что в течение расчетного периода страхователи – юридические лица уплачивают страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый, в соответствии с законодательством Российской Федерации, выходным и (или) нерабочим праздничным днем, датой окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
За несвоевременную уплату страховых взносов начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Отчетность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета и представления Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФОМС:
за 2010 год – с 11.01.2011 (не позднее 15.02.2011);
за 1 квартал – с 01.04.2011 (не позднее 16.05.2011);
за 2 квартал – с 01.07.2011 (не позднее 15.08.2011);
за 3 квартал – с 01.10.2011 (не позднее 15.11.2011).
За непредставление расчета предусмотрены штрафные санкции:
– в течение 180 календарных дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. Но не более 30% и не менее 100 руб.;
– в течение более 180 календарный дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащих уплате, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.
Во второй части семинара Алевтина Захарова рассказала об изменениях, которые с 1 января 2011 года коснулись Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и, в частности, о новых правилах расчета пособий и заполнения листка нетрудоспособности.
Итак, нововведения, внесенные Федеральным законом N 343-ФЗ в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ (далее – Федеральный закон N 255-ФЗ) предусматривает с 1 января текущего года следующие существенные изменения:
1. Увеличен с 2 до 3 дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (п. 1 ч. 2 статьи 3 Федерального закона № 255-ФЗ).
2. Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее – пособия). При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.
Так, согласно ч. 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей)
Следует обратить внимание, что средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в силу ч. 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Для лиц, которые в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом N 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица – при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Для женщин, уходящих в декрет или отпуск по уходу за ребенком в этом году, вводится переходный период (данные изменения принимаются отдельным документом), в котором они сами определяют (по заявлению), по каким правилам рассчитать средний заработок для пособий: по нынешним либо по старым, действовавшим до 01.01.2010 (исходя из 12 месяцев перед наступлением страхового случая).
3. Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:
1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в 2 предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:
– пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого так же, как и для пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (40%). При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода;
2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;
3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:
– либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;
– либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
4. Предусмотрена норма (ч. 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ) об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях:
– если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;
– если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
5. Согласно ч. 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд).
Вместе с тем, указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд.
За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, – за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 руб. за каждый календарный год (на 2009 год тоже распространяется предельная величина базы в 415 000 руб.).
Средний дневной заработок застрахованного лица определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (ч. 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ). То есть число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий (см. таблицы N 6, 7).
При этом норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 12) с 2011 года, отменена.
6. Законом N 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.
В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (п. 3 ч. 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки утверждается Министерством здравоохранения и социального развития России (далее – Минздравсоцразвития России).
При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15.1 Закона N 255-ФЗ.
За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (п. 4 ч. 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов утверждаются Минздравсоцразвития России.
В свою очередь, застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (п. 2 ч. 1 статьи 4.3 Закона N 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (ч. 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
7. Статьей 3 Федерального закона N 343-ФЗ предусмотрена норма, когда «переходящие пособия» могут быть пересчитаны за период с 1 января 2011 года по правилам Закона N 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году.
Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный по новым правилам, будет выше размера пособия, рассчитанного по нормам Закона N 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года.
Остается добавить, что краткая информация о других изменениях законодательстве об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством изложена в письме Фонда от 14 декабря 2010 года N 02-03-17/05-13765.