Необходима «донастройка» уже сформированной системы госзаказа – глава ФАС России
«Очевидно, что нужно донастраивать имеющуюся систему госзаказа. В целом основа заложена, тысячи людей в стране стали профессионалами в области госзаказа, появилась новая профессия», - отметил 23 марта Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в своем докладе на седьмом Форуме-выставке «Госзаказ 2011». Выступление главы ФАС России было посвящено ключевым вопросам действия Федерального закона РФ от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ). Глава антимонопольного ведомства напомнил о том, что 94-ФЗ прочно вошел в экономическую жизнь страны: на 5 электронных площадках зарегистрировалось около 100 тыс. компаний, количество заказчиков составляет около 300 тыс., количество запросов на едином портале достигает 2,5 млн. в день, ежедневно проводится от 3 до 5 тыс. аукционов. Несомненными плюсами 94-ФЗ Игорь Артемьев считает создание единого экономического пространства за счет внедрения единого интернет-портала с публикацией всей информации о торгах, а также переход на электронные процедуры, экономия бюджетных средств и развитие конкуренции. В то же время, заметил глава ФАС России, «94-й закон «О размещении заказов…» регулирует только сферу, касающуюся размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Он не идеален, но он сделал свое дело, принес много пользы для страны, и сейчас нуждается в доработке»
В связи с этим Игорь Артемьев сообщил о некоторых предложениях ведомства по реформированию системы госзаказа. Так, по мнению главы ведомства, необходимо осуществить централизацию закупок: «Поликлиники должны лечить людей, а не разбираться в тонкостях госзаказа». По данным ФАС России, до сих пор встречаются случаи, когда документация на торги «затачивается» под определенную фирму. «В этом есть признаки сговора между заказчиком и поставщиком», - подчеркнул И.Артемьев, пообещав уже в этом году первые уголовные дела по факту сговора на торгах. Предложенные ФАС России поправки решают проблему завышения заказчиками стартовой цены контракта: после принятия поправок заказчик должен будет обосновывать начальную (максимальную) цену контракта. Также, считает глава антимонопольного ведомства, необходимо отказываться от «слабых форм» процесса - запроса котировок и переходить на процедуры коротких аукционов. Отдельное внимание И. Артемьев уделил проблеме недостаточной отраслевой спецификации: «Речь идет не столько о строительстве, хотя голос строителей по этому вопросу слышнее всего. Эта проблема может быть решена за счет разработки типовых контрактов». Еще одной проблемной точкой в сфере госзаказа в ФАС России считают длительные процедуры судебного расторжения контрактов. Для ее решения предлагается создать межведомственную комиссию, которая будет давать разрешение на одностороннее расторжение контрактов со стороны заказчика. Также в настоящее время у заказчика отсутствует мотивация для экономии бюджетных средств.
В результате, по словам И. Артемьева, «наказание за совершенные правонарушения существенное, каждый день мы штрафуем по 250 чиновников, а вот поощрения заказчиков, сумевших сэкономить значительные бюджетные средства, нет». Предложения ФАС России: часть сэкономленных средств направить на премии и бонусы заказчикам, обеспечившим экономию бюджетных средств. Другую часть сэкономленных средств предлагается направить в фонд инновационного развития. За 5 лет действия 94-ФЗ экономия бюджетных средств, по данным ФАС России, составила более 1 трлн. 68 млрд рублей. Отдельно руководитель ФАС России напомнил о сравнительно недавно введенных в законодательство и уже действующим нормам в защиту интересов МСП. Если существующая система госзаказа не будет демонтирована, малый и средний бизнес получит доступ к торгам на сумму от 400 до 800 млрд. рублей в год, отметил Игорь Артемьев. (По материалам официального сайта Федеральной антимонопольной службы)